Определяем задачу, которую будет решать текстТеперь спросите себя: зачем я пишу письмо? Как правило, у текста можно крупно выделить все задачи, у EMail-рассылки. Но не хотелось бы очень сильно принижать возможности EMail-рассылки, поэтому в целом пока выделим две – это продажа либо осуществление какого-то действия со стороны пользователя, то есть некой транзакции, тогда в письме есть призыв к действию, мы пишем для того, чтобы он кликнул, перешел на сайт. И все наши действия должны быть сопряжены с этим, весь наш текст. Либо, например, это какая-то контентная рассылка, либо ознакомительная, либо что-то напомнить. Тогда мы фокусируемся на этом, то есть пишем про это. Забегая вперед, скажу: очень часто учат (особенно такие доморощенные SMM-специалисты), что в начале письма нужно привлечь внимание, обратить его, поэтому иногда в письмах встречается «Шок!» или «Да, вы просили, и мы сделали это!», такие смайлики ужасающие с открытыми ртами. Потом выясняется, что мы делаем скидку 2%, а стандартная наша скидка 5%, которую всегда можно было получить. Имейте в виду, что так делать не нужно.
Собираем фактуруФактура – это факты, которые станут основой письма. Примеры из практики, информация о производстве, истории читателей, новости, исследования. Все это наполняет текст сутью. Допустим, бренд спортивной одежды производит форму, которая быстро высыхает. Решает запустить информационную рассылку, как ухаживать за изделиями, чтобы свойства ткани сохранялись. Тогда фактура может выглядеть так:
- информация о составе тканей;
- истории людей, которые уже ухаживают за изделием;
- исследования о порошках, которые подходят.
То есть, даже если вы делаете рассылку, например, по какой-то акции, должна быть фактура в том плане, что вы должны понимать, помимо самой акции, зачем она нужна, почему она именно сейчас, какую отдельную пользу она в отношении остальных акций принесет вашим потребителям. Те товары, на которые распространяется данная акция, что в них вашему потребителю. Когда вы это все понимаете, у вас появляется фактура, и вам понятно, про что писать письмо.
Ставим главное в началоПервый абзац текста – именно он или мотивирует человека читать дальше, или нажать «назад», он должен быть максимально ярким (не только с точки зрения оформления) и содержать главную мысль всего письма. То есть, если мы говорим про написание статьи для блога, то там позволительно, как один из подходов, скажем так, растекаться мыслью по древу, делать некую вводную информацию. В EMail-рассылке мы такое не делаем. Помимо темы письма, про нее мы поговорим отдельно, как она должна формироваться, будут примеры, сам первый абзац должен быть о том, о чем вообще письмо. То есть в нем должна быть сформулирована основная идея.
Пишем текст по структуреВот что поможет сделать письмо более структурированным и цепким:
- Подзаголовки, если текст объемный. Из них должно быть понятно, о чем будут пункты;
- Абзацы не длиннее 5-6 строк. Человек пробегается по верхушкам и чем короче абзац, тем больше понятно из текста. Для EMail-рассылки письмо все-таки не лонгрид. Есть исключения из правил. Мне нравится такое выражение из перевода Гоблина второй части «Властелина колец», когда один из героев подходит к девушке и говорит: «Ты мне нравишься, я бы с тобой откатал произвольную программу», на что она ему отвечает: «Ты сначала обязательную откатай». Мне очень нравится эта фраза, и, может быть, я исхожу из своего опыта – очень часто мы стремимся уже как бы вот-вот творить, делать произвольные вещи, не сделав еще обязательных. Поэтому я рекомендую начинать с обязательных. Сделайте пока так. Когда вы почувствуете в себе силы и уверенность, можно переходить к лонгридам;
- Короткие предложения. Чем меньше в тексте предложений с запятыми и тире – тем проще читать. Разбивайте длинные предложения на короткие;
- Акценты. Выделяйте важное жирным шрифтом, делайте списки, вставляйте иллюстрации. Так пользователь постоянно будет фокусироваться на чем-то новом, ему будет проще дочитать. Обратите внимание, у меня тоже заголовки абзацев в статье выделены bold, жирным шрифтом, и вам проще воспринимать данный текст.
Проверяем на ошибкиПроверьте текст сами, а лучше прогоните через сервисы, которые показывают ошибки в словах и знаках препинания – Яндекс.Спеллер, Орфограммка. Безграмотные письма, да еще и от малознакомой компании, точно никого не обрадуют.
Это моя такая личная персональная проблема – орфография, пунктуация и все прочее. Не знаю, можно сказать, что меня не научили в школе, или я не научился в школе, далее я как-то закрывал и до сих пор закрываю огрехи, так сказать, где-то смотрю, как правильно пишется, какие-то узнаю для себя новые правила, но все равно я до сих пор не доволен своей грамотностью письменной в первую очередь. Иногда и устной – как правило, могу ударение не туда поставить в некоторых словах, и вы мне об этом напоминаете в своих комментариях, за что я вам безмерно благодарен. Потому что за время ведения канала на YouTube, публикации видео, на момент написания статьи на YouTube около 1 700 000 просмотров, и я как под лупой рассмотрен, и все-все-все какие-то огрехи, все-все, где я как-то ошибся. Это неплохо. Это, наоборот, хорошо. Обязательно кто-то найдется, кто обратит внимание, укажет, и это все несомненно делает меня лучше. Поэтому, пожалуйста, если видите, что я где-то ошибаюсь, на это указываете.
Точно так же с ошибками. Как правило, если у меня какой-то коммерческий проект, я пишу некоторые тексты, меня проверяет корректор. Если я работаю где-то в компании, в команде, соответственно, я кого-то более грамотного с точки зрения письменного русского языка прошу проверить.
Это все, что хотелось бы сказать по шагам. Еще один шаг я бы выделил после того, как вы написали текст –
сократите его. Сократить можно всегда. Есть еще такая рекомендация, я не то, что ее очень люблю, слышал, но см не использовал, когда вы ты передаете кому-то из своих коллег и просите его сократить, считается, что коллега выкинет лишнее. Но, в целом, вы сами тоже можете выкинуть лишнее. Всегда, конечно, жалко, обидно, вроде написано, потрачены силы, время, эмоции, тем не менее, есть какие-то возможности для сокращения – хотя бы процентов на 20 сократите.