"Высочайше утвержденное" товарищество Петра Смирнова

Известная во всем мире марка водки Смирнофф замечательна своей историей, ее путь к признанию содержит в себе не только успехи и достижения, но и исторические, культурные и личностные потрясения и перепады.
У бренда потомственно русские корни. В далеком 1811 году братья семьи крепостных Смирновых, были отправлены в Москву для работы в счет оброка. Успешная работа дала возможность утвердиться в Москве и заработать хорошие деньги, которые позволили в 1857 году выкупить свободу у помещика и получить фамилию Смирновы.
Из трех братьев лучше других пошли дела у Ивана - младшего в семье. Он стал производить спиртное и сумел организовать сбыт и торговлю. Другой брат - Арсений открыл лавку по торговле вином и тоже хорошо с этим справлялся, взяв в помощники сына Петра.¹
Услуги и обучающие онлайн курсы в области Digital-маркетинга и контекстной рекламы
Предлагаю весь спектр маркетинговых услуг по созданию, ведению и развитию Вашего бизнеса
Бесплатный курс по Email-рассылкам (email-маркетингу) от Чеснокова, NotiSend и РЭУ Плеханова
Tilda — точка отправления: курс Алексея Чеснокова по созданию и продвижению сайта на Тильда

История


Петр Арсеньевич Смирнов
Фотография. Начало XX века
Петр Арсеньевич Смирнов родился 9 января 1831 года . Родина его - деревня Каюрово Ярославской губернии. Семья тогда еще была в крепостной зависимости от своего помещика. Умный и старательный подросток с 15 лет помогал отцу. Он занимался текущими делами, следил за исправной работой завода. После кончины дяди Петр дело продолжил, взял в жены дочь богатого купца, тем самым приумножив капитал. Дело множилось прибылью и прирастало имуществом. В зрелом возрасте купцу Петру Арсеньевичу пришла в голову замечательная идея о том, водку можно не только продавать, но и наладить ее производство.
Свой магазин он открыл в 1860 году. И всего только через три года он становится заводчиком, когда основал спиртовый завод, получив наследство от отца. Здесь работали 9, затем 25 человек, а после штат нарастал, ведь производство достигло 1300 литров водочной продукции ежегодно. Начало положил водочный погребок, который стал фирменным магазином и увеличил доходность и спрос на продукт. Количество точек продаж росло, расширялось производство. Петр оформил патент купца третьей гильдии.²
Фирменное дело стало возможным после 1862 года. Тогда правительство дало разрешение на производство "высших питей" - это означало право производства алкоголя с высоким процентом спирта. Петра Арсеньевича всегда выделяли среди других деловых людей хватка, связи, порядочность в ведении дел.
А Иван Алексеевич Смирнов в то время купил небольшой завод в 1863 году в Москве. Свое дело было независимо друг от друга у каждого из братьев. Не перекупка и перепродажа, а самостоятельное производство и реализация собственной продукции отличали их марку. Документально началом производства "своей" Смирновской водки следует считать 1864-65 годы.
Конкурировать братьям приходилось на рынке не только с другими продавцами, но и между собой. Они понижали цену, товара за счет понижения стоимости сырья, здесь страдало качество. А имиджевая составляющая оставалась высокой. Поначалу этим особенно увлекся Иван Смирнов в поисках прибыли. Будучи более молодым и грамотным участником рынка, Петр Арсеньевич достигал успеха быстрее, ранжируя крепость и места продаж. Водка высшего качества шла в лучшие дома богатых людей, а для других были сорта попроще. Зато для широкого потребителя была яркая этикетка, разнообразная упаковка со всеми наградами, медалями и указанием присвоенных званий. И там и там спрос был высоким.

Концепция "Вино для народа"

Петр Арсеньевич решил сделать упор на доступности высококачественной водки даже для простого человека. Так родилась концепция "Вина для народа"(под столовым вином подразумевалась привычная нам водка), продукт шел в кабаки, к менее требовательному люду, а известность его росла, обгоняя конкурентов и других производителей. Фирменные добавки смягчали питкость водки, делали ее более легкой и приятной в потреблении. "Вина для народа", это в первую очередь "Столовое Вино №20" и "Столовое Вино №21".

Этикетка "Столового Вина №20"
1880-е года

Прием "Подайте мне Смирновки!"


Юмористическая газетная реклама Рябиновки Петра Смирнова
Рисунок. 1896 года.
Еще один прием в распространении своего товара, который использовал Петр - это обращение он внимания на прирост клиентской базы. Он приплачивал постоянным покупателям спиртного, чтобы они спрашивали у хозяина питейного заведения "Смирновку". Делали они это громко и достаточно заразительно, так чтобы и другие посетители последовали именно их примеру.
Следовательно, хозяин магазина закупал продукт, который имеет спрос, а именно - водку Петра Смирнова(опять же обычно это были Столовые Вина "для народа" №20 и №21 и Рябиновка).¹²

Дом на Пятницкой

Семья купила дом на Пятницкой улице, который выходил на многолюдную набережную. Нижний этаж занимал магазин. Стали совмещены и дом, и производство, и продажа в одном месте. Затем фото дома было размещено на этикетках . Теперь любой малограмотный человек точно знал, где продают "Cмирновку". Дом стал не просто местом, а одним из символов бренда.

Рекламное объявление с символическим домом на Пятницкой, 1893 год

Ассортимент


Самые популярные напитки в каждой из категорий
Цитата из книги Никишина А.В. "Жизнеописание Поставщика Двора Его Императорского Величества Николая Александровича Романова, Двора Великого Князя Сергея Александровича Двора Великой Княгини Марии Павловны Петра Арсеньевича Смирнова." 1997 г. Издательство: Конец Века.
Компоненты рецептуры алкоголя у П.А. Смирнова разнились, были попроще и самого лучшего качества, натуральные, часто весьма оригинальные ( "Смирновская Нежинская с добавлением рябины сладкоплодной). В каждом году появлялись новые предложения.
В прейскуранте Смирновской продукции было 400 позиций. Они были известны не только русскому потребителю, но и царскому семейству, королям Европы.
Вот для ознакомления только часть известного списка предложений, ниже на фото прейскурант 1902 года при сыновьях Петра.

Тара(упаковка)

Еще одна "находка": разная тара для разных сортов продукта. Например, "Сибирская" шла в бутылках в форме медведя. В магазинах можно было купить красочные плакаты с изображением продукции Смирновых. Сотрудничество со стеклодувами 7 заводов дало свои плоды появлялись даже бутылки в форме башни, рога, кувшина и других, они сразу выделяли продукт и говорили о принадлежности к марке. Потребитель узнавал о многообразии предложений, и эта наглядность была с ним рядом и дома. Интересный ход! ¹⁵

Меценатство и общественная деятельность

Хорошие рекомендации играют только на пользу предприимчивому человеку. Петр Смирнов стал заниматься общественной деятельностью. Стал агентом Комитета о просящих милостыню по Пятницкой части. Это была организация по борьбе с нищенством и бродяжничеством. Кстати, благотворительностью Смирновы занимались всегда. Благодаря своей общественной работе и семья, и бренд становятся широко известными и уважаемыми.
Удивительно, как грамотно была выстроена реклама. Это прием хорошего психолога. Каждый купец 1- гильдии, ( заводчик имел его уже в 1871 году.) получал это звание еще во времена Петра, как бы утвержденное самим царем. Смирнов стал крупно и показательно прописывать в рекламе, что его фирма утверждена " высочайшим" указом.
В 1896 Петр Смирнов заявлен поставщиком двора великого князя Сергея Александровича и был им до 1905 года. В качестве рекламы этот факт везде подчеркивался и прибавлял весомости товару. Очевидно, что эти данные добавляли еще и известности в России. Промышленный и сельскохозяйственный центр страны потреблял к тому времени более половины водочной продукции.

Награды, выставки и новые рынки

Не осталась Смирновская продукция и без наград почетных выставок.
Венская выставка 1873 года - у завода почетный диплом, а уже в 1876 - золотая медаль. Дальнейшие награды (в Филадельфии -золото) не заставили себя ждать.В Барселоне Смирнову выдано звание советника коммерции.На ярлыках фирмы все эти награды были отражены. В 1877 году появился на них и герб государства Российского. Первенство в производстве, отмеченное на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года, дало право на еще один герб страны на этикетках и в рекламной продукции. На этой выставке продукция Петра Смирнова была признана лучшей. А дегустация напитков проходила вслепую. Данный факт говорит о том, что продавец уверен в качестве товара.
На Нижегородской ярмарке в 1896 году только у одного предпринимателя была своя витрина - Смирновская. Заслужить такой бонус мог только очень успешный и уверенный в себе производитель. В череде наград Смирнова ордена Святого Владимира и Святого Станислава, орден Святой Анны. за постоянную благотворительную деятельность Смирнову вручена золотая медаль о попечительстве бедных. В его достижения следует записать как факт создание самого крупного в мире завода винно-водочной продукции.³

Ворота стенда товарищества П.А. Смирнова на Нижегородской ярмарке 1896 года
Фотография Я.А. Индурского из альбома, изданного полиграфической фирмой «Шерер, Набгольц и Кº».

Этикетка бутылки-медведя, экспортируемого в США
Начало XX века
С 1886 года продукция Смирнова появляется в Лондоне, Париже, Нью - Йорке, в Швеции.Контракты на поставку товара заключались объемные и выгодные. Смирнов считал , что его продукцию должны знать везде. Он наращивает связи с разными округами, и далекими и теми, которые еще не знали "Смирновки" вообще. везде открывались его магазины. И опять везде была яркая и доходчивая реклама. Благодаря созданным торговым и общественным связям, а также грамотной и повсеместной рекламе, бренд был у всех на слуху, он узнаваем и постоянно продвигается туда, где алкогольные напитки востребованы и признаны. Особенно популярной маркой опять же было "Столовое вино № 21", которое продавалось почти по всему миру и стоило всего 40 копеек. Этот продукт разливался, что интересно, даже на коронации Николая Второго.¹⁴

Закат империи

В 1896 году после исследований Д.Менделеева (речь идет о наличии поташа в составе спирта на заводах Смирнова, что говорит о его низком качестве) Петр Арсеньевич теперь мог называть себя лишь "поставщиком двора", но не мог указывать какого. Затем в России был введен стандарт на водочную продукцию. Теперь это была "Московская особенная". Ввели также государственную монополию на водку и определили ее цену в 5-10 копеек за штоф (около 1,2 литра). А, ставший теперь столовым вином, продукт у частных производств стоил около 50 копеек! Здоровье Петра Арсеньевича подкосили новые трудности. Его не стало в ноябре 1898 года. Наследство, оставленное им оценивалось почти в 9 миллионов рублей. Его 13 детей стали образованными людьми, хотя сам он высшего образования не имел. Всего достиг самостоятельно, врожденными способностями и сметливостью. ¹⁰

После Петра Арсеньевича

Приняли заводское дело на себя сыновья Петра Арсеньевича – Петр до 1910 года, а затем - Владимир. Были в семье и другие утраты.
Фирменное дело угасало. Теперь это был торговый дом " Петр, Николай и Владимир Петровичи Смирновы, торгующие под фирмою П.А. Смирнова в Москве." работа шла неважно. Николя с отступными убрали из фирмы, потом ее покинул Владимир. Оба транжирили деньги и не были образцами в поведении. Петр Смирнов - младший дело подхватил, но рано умер, в 1910 году.
Первая мировая война, "сухой закон". Революционная ситуация в России. Владимир Смирнов в 1920 году эмигрировал из страны.
Его попытки начать заново дело семьи за границей были неуспешны. Это не удалось ни в Турции, ни в Польше, ни во Франции. Он решает продать права на бренд давнишнему знакомому Куннету, для деятельности в Америке. Но дело не заладилось и тут. Американский бурбон был привычнее для обывателя. Куннет продал его Heublein. "Смирнов" подавался в рекламе уже как "виски без запаха и цвета" и стал частью коктейльного пития. Чуть позже - это самая продаваемая водка Америки. В 1987 году алкогольный монополист Англии Diageo вобрал в себя Heublein. Теперь марка Smirnoff стала его важной корпоративной составляющей. Хозяева внесли много нового в основу первоначальной версии напитка. Было много критики, но, признавая изменения, фирма считала и считает, что сохранена актуальность продукта для потребителя.¹¹
Деятельность по возврату бренда «Смирнофф» в родную страну в 1992 году предпринял прапраправнук знаменитого Петра Арсеньевича Борис Смирнов. Имея около 200 оригинальных рецептов, он, как продолжатель дела, решил наладить поставку на рынок водочной продукции под брендом "Смирновъ." Упоминаемая ранее компания Diageo без восторга приняла этот факт. Ею был подан иск с требованием закрытия предприятия Смирнова. Ответчик подал встречный иск о праве продолжения семейного наследия. Годы шла конкурентная борьба с переменным успехом. В итоге все же права остались у Diageo.
За долгие годы существования бренд менял хозяев, но качество и оригинальность всегда были и остаются на высоте премиума. Водка "Смирновъ" продается в 130 странах мира. Мы считаем ее исконно русским продуктом, ведь только у нас в России смогли сохранить его русские традиции и национальный колорит.¹²

Смотрите также

Примечания (литература и ссылки)

  1. Жизнеописание Поставщика Двора Его Императорского Величества Николая Александровича Романова, Двора Великого Князя Сергея Александровича Двора Великой Княгини Марии Павловны Петра Арсеньевича Смирнова./Никишин А.В. "/ 1997 г. Издательство: Конец Века. - C. 6
  2. Там же. С. 7.
  3. Там же. С. 17.
  4. Там же. С. 28.
  5. Там же. С. 39.
  6. Там же. С. 65.
  7. Об ушедшем настоящем / Смирнова К.В, Никишин А. В. / 2017 год. Москва: Новый хронограф - c. 87
  8. Там же. С. 98.
  9. Там же. С. 175.
  10. Там же. С. 190.
  11. Там же. С. 347-393.
  12. Там же. С. 458-470.
  13. История водки / Похлебкин В. В. / Москва: Центрполиграф. 2005 год. - c. 287
  14. Там же. С. 305.
  15. Музей истории русской водки, Углич, дата обращения: 5 января 2024

Дополнительная литература

Ссылки, по которым можно скачать книги, альбомы и другой материал, который использовался в статье и может свободно распространяться (не попадает под закон об авторском праве).

Автор(ы) статьи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не пропускайте новые статьи – подписывайтесь на Telegram-канал и рассылку и вы первыми узнаете о их выходе!

Рекомендуем статьи проекта
Дореволюционные Бренды

Made on
Tilda