Товарищество парфюмерной фабрики провизора А.М.Остроумова

Из числа аптекарей вышло немало талантливых парфюмеров. Одним из таких был Александр Остроумов, который начинал свой путь в качестве простого провизора, но достиг больших высот в деле создания ароматов.
Сначала аптекарь Александр Митрофанович Остроумов (1859 – 1920 гг.) был родоначальником лечебной косметики и косметологии. В период своей работы провизором он в 1885 году создал мыло от перхоти, которое было популярно как у представителей высшего общества, так и у простых людей, также он разработал лосьоны от угрей и средства отбеливающие кожу. И именно он изобрел омолаживающий крем «Метаморфоза», который в дореволюционной России был одним из популярнейших косметических средств. Крем устранял веснушки и пигментные пятна, а также предохранял от сильного загара. Благодаря ему Остроумов разбогател и начал производить духи.
Вскоре ароматы «Товарищества А. М. Остроумова» продавались не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и Ташкенте, Одессе, Варшаве и многих других городах. Теперь компания Остроумова стояла в одном ряду с ведущими отечественными производителями косметики и парфюмерии.
В 1900 году было основано «Товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова». Большинство продуктов «Товарищества», помимо Москвы, имело большой сбыт за границей, в том числе и в Европу.¹
Услуги и обучающие онлайн курсы в области Digital-маркетинга и контекстной рекламы
Предлагаю весь спектр маркетинговых услуг по созданию, ведению и развитию Вашего бизнеса
Бесплатный курс по Email-рассылкам (email-маркетингу) от Чеснокова, NotiSend и РЭУ Плеханова
Tilda — точка отправления: курс Алексея Чеснокова по созданию и продвижению сайта на Тильда

Биография


Александр Митрофанович Остроумов
Родился 24 июня 1959 года в Москве в семье Митрофана Михайловича Остроумова (1838—1907) — псаломщика Ильинской церкви Ивановского Сорока (на Воронцовом Поле) и его жены — Евдокии Венедиктовны Садиковой.Получил начальное образование в Заиконоспасском Московском духовном училище, затем окончил полный курс Фельдшерской школы Московского Императорского воспитательного дома, получив в 1876 году диплом старшего фельдшера. В 1876—1878 годах работал в качестве аптекарского ученика в вольной Пятницкой аптеке Провизора Шульца и в вольной Старо-Арбатской аптеке провизора Мюллера. С отличием пройдя испытания в Императорском Московском университете, в 1878 году Александр Остроумов был утвержден этим же университетом в степени аптекарского помощника.²
В 1879—1881 годах прошёл полный курса лекций по предметам, входящим в состав экзамена на степень провизора в Императорском московском университете, и после работы в качестве аптекарского помощника, в 1885 году получил степень провизора
После двенадцати лет профильного обучения и соответствующей практики позволили Остроумову приобрести богатый опыт и знания для открытия собственного дела и, став провизором, 1885 году он открыл в Москве в собственном доме в Лялином переулке, 19 химико-фармацевтическую лабораторию.³

Здание лаборатории А. М. Остроумова

Материал из сети интернет
Александр Митрофанович создал мыло от перхоти, которое было популярно как у представителей высшего общества, так и у простых людей. Заработанные деньги вложил в исследования и эксперименты по разработке лосьонов от угрей, отбеливающих средств для кожи и крема для омоложения, названного им «Метаморфоза», который и принёс своему создателю громкую славу. Этот крем, предназначавшийся для устранения веснушек и пигментных пятен, а также для предохранения от сильного загара, быстро стал «фаворитом» российских красавиц.³

Реклама

Рекламные альбомы «Наши артистки о парфюмерии и косметике Товарищества Остроумова» — одно из гениальных маркетинговых изобретений предпринимателя Александра Остроумова. В этих альбомах звезды театра рассказывали о том, как изделия Остроумова позволяют им достигать успеха в профессии: духи дарят вдохновение, косметика помогает перевоплощаться для роли. Остроумов выпустил три таких альбома в 1912-1914 годах, и одновременно изображения из них циркулировали в виде отдельных открыток.
Издание «Наши артистки» должно было продавать читателям не столько идею красоты и здоровья, сколько вдохновение, талант, успех, которые героини альбома будто бы черпают из флаконов и баночек с продукцией Остроумова.
Еще в этом сборнике реклама была не лобовая, а как говорится, нативная. Актрисы как будто писали о том, какой косметикой пользуются, коллегам по сцене или даже самому Остроумову, с любовью и благодарностью. То есть читатель получал возможность подслушать разговор за кулисами или в театральной гримерной, не предназначавшийся непосредственно для его ушей.
Высказывания артисток об изделиях Остроумова были воспроизведены факсимильным способом с рукописных оригиналов, напоминая не то любовные послания, не то открытки с пожеланиями, не то записи в альбоме на память — тем более, что некоторые выражали свои чувства в стихах. Автографы актрис и певиц повышали ценность издания, образец почерка едва ли не лучше, чем фотография, должен был выражать их творческую индивидуальность (в 1910-е годы как раз была популярна графология), а также подчеркивал интимный характер коммуникации. Например, артистка оперы Зимина Валерия Валерская доверительно сообщала: «Карандаш для губ «Сафо» имеет очень натуральный цвет, который не меняется при дневном свете, и это заставляет меня предпочитать его всем другим».

Наши артистки. Выпуск 1

Парфюмерная фабрика А. М. Остроумова (Москва).Наши артистки. - Москва, [не ранее 1913]. - [2] с.: факс., [25] л. портр., факс.; 24 см.
Александр бесплатно присылал артисткам и балеринам на дом большие коробки с лосьонами, кремами, пудрой, а они, в свою очередь, рекламировали ее в салонах высшего света.
Художники, занимавшиеся рекламой в парфюмерной промышленности, понимали, что духи не просто парфюмерное средство, но и неотъемлемая часть имиджа женщины. Удивительное воздействие запаха очень трудно передать, но вот А. М. Остроумов в рекламе даже и с этой задачей справился блестяще.
Интересно выглядел рекламный проспект парфюмерного «Товарищества Остроумова», где, в качестве высшего аргумента о достоинствах продукции, приводились отзывы популярных людей того времени. Типичный образец этой рекламы: «Если бы Наполеон пользовался остроумовским «Наполеоном», Жозефина никогда бы ему не изменяла». Или вот так отзывалась актриса Императорских театров Инна Александровна Лощилина о духах «Жасмин»: «Мой ум опьянен дыханием «Жасмина». А артистка Евгения Александровна Попелло-Давыдова посвятила продукции А. М. Остроумова четверостишие:
«Вы спрятали в граненом хрустале Волнующую гамму ароматов, И ею дамы, так сдается мне, Мужьям устроят много шах и матов».

Рекламные объявления

1914 Наши артистки

В 1914 году вышел в свет 2й выпуск журнала «Наши Артистки» с фотографиями известных артисток и балерин с их хвалебными отзывами о продукции Товарищества фабрики провизора А.М. Остроумова. В журнале использовались фотографии, сделанные известным московским фотографом Карлом Андреевичем Фишером. ¹⁰

Награды

1895 В Париже на Гигиенической выставке мыло от перхоти Провизора Остроумова получает Золотую медаль. Продукция Остроумова выходит на мировой рынок и приносит ему известность в Европе.
1896 октябрь Парфюмерная фабрика провизора А.М. Остроумова получает правительственную награду на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в категории «Производство парфюмерии и косметических изделий»
1910 октябрь 8 Товарищество парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова получает звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Конкуренты

«А. РАЛЛЕ И КО»
Альфонса Антоновича Ралле считают основателем российской парфюмерной индустрии. В 1843 году он открыл в Москве первую фабрику. Тогда же он стал московским купцом 2-ой гильдии. Почти на 20 лет опередив конкурентов, Ралле сумел наладить выпуск разнообразной качественной парфюмерной и косметической продукции. Продукция пользовалась спросом у населения. Выбор состоял из 675 наименований. Компания Ралле единственная в стране четырежды получала государственный герб – знак наивысшего качества продукции. Магазины Ралле были открыты в Москве в престижнейших местах — в Верхних торговых рядах (современный ГУМ), на Никольской улице, на Кузнецком мосту. Товарищество «Ралле и Ко» было эксклюзивным поставщиком двора Его Императорского Величества Императора Всероссийского, Шаха Персидского и его Высочества князя Черногорского.¹¹



"Императис". Товарищество А. Ралле и К°
"Императис". Товарищество А. Ралле и К° [Изоматериал] : [плакат] / Неизвестный художник. - Москва, 1900-е. - 1 л. : Хромолитография; 67 х 47 см

Т-во Брокар и К° : Выдающиеся новости : Саида. Орхидор. Разсвет .

Т-во Брокар и К° : Выдающиеся новости : Саида. Орхидор. Разсвет .. : [плакат]. - Москва : Лит. бр. Менерт, бывш. Кирстен, [190-?]. - 1 л. : хромолитогр.; 125 х 82 см.
Генрих Брокар был безусловно предприимчивым человеком, грамотным химиком. Работая в России, он сделал даже небольшое открытие: ему удалось создать технологию изготовления концентрированных духов. Этот секрет был продан и на вырученные средства в 1864 году Брокар начал свое производство в России. Генриху Афанасьевичу крупно повезло и в личной жизни: он очень правильно женился. Женой будущего миллионера стала дочь выходца из Бельгии – Шарлотта Раве. Летом 1882 года в Москве проходила Всероссийская промышленно-художественная выставка. В павильон, где демонстрировалась продукция Брокара, посетителей выставки привлек необычно сильный запах. Источником запаха был фонтан, из которого била не вода, а одеколон. Это была презентация нового продукта компании — "Цветочного одеколона". Московский народ всегда был предприимчивым, он начал макать в фонтан свои вещи: платочки, шляпки, сумочки.
Газеты писали, что мужчины макали даже пиджаки. Долго после выставки Москва благоухала ароматом "Цветочного", который, конечно же, сразу стал пользоваться широким спросом у покупателей.¹²

Фальсификация товаров

1900 Известность марки Остроумова начинает эксплуатироваться всевозможными мошенниками, появляется очень много подделок под продукцию Остроумова.
«Появившееся за последнее время множество подделок и подражаний нашему крему Метаморфоза от веснушек и загара всё чаще и чаще вводит в заблуждение потребителей этого крема, и нам приходится вести постоянную борьбу с подделывателями крема, который по внешнему виду является точной копией нашего и лишь по свойствам своим ничего общего с нашим препаратом не имеет и в большинстве случаев действует на кожу разрушающим образом. Наша фирма, уже более 25 лет известная производством наилучшей парфюмерии, врачебно-косметических средств и пользующегося всеобщей популярностью "Крема Метаморфоза", считает своим долгом подробно ознакомить своих уважаемых покупательниц и покупателей как со свойством крема "Метаморфоза" провизора А.М. Остроумова, так и с его упаковкой, чтобы широкий круг потребителей крема мог безошибочно пользоваться настоящим препаратом. Выданное Московским Врачебным Управлением провизору А.М. Остроумову разрешение за № 6113 на выпуск КРЕМА МЕТАМОРФОЗА гарантирует его безвредность, а многочисленные благодарственные отзывы и громадный спрос на крем служат его лучшей рекомендацией.¹³
При покупке нашего средства, под названием КРЕМ МЕТАМОРФОЗА нужно обращать внимание на: упаковку, этикет, наставление, книжку и сравнить их внешность с нижеприведенными рисунками.
УПАКОВКА: настоящий снимок банки в том виде, в каком ее нужно покупать в магазинах и везде, где КРЕМ МЕТАМОРФОЗА имеется в продаже.
ЭТИКЕТ: Этот снимок изображает этикет на банке крема "Метаморфоза".
НАСТАВЛЕНИЕ к употреблению крема МЕТАМОРФОЗА с изображением медалей и высших наград, полученных Товариществом парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова.
КНИЖКА: в синей обложке под названием: "О борьбе с веснушками, загаром и прочими пигментами на коже", которая приложена к каждой банке. Также обращаем внимание на нашу фирму: Товарищество парфюмерной фабрики Провизора А.М. Остроумова, Москва. Наши мыло Метаморфоза и пудра Метаморфоза имеют точно такой же этикет, как и крем Метаморфоза.»¹⁴

Московский листок. 1906. 5 марта

Поставщик Двора Его Императорского Величества


Поставщик Двора Его Императорского Величества товарищество парфюмерной фабрики провизора А.М.Остроумова
Звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» говорило о высочайшем качестве товара. Получить такое звание и разрешение на употребление изображения государственного герба на своей продукции в Росси просто так было невозможно. Дозволение на использование государственного герба могло дать только Министерство Императорского двора. А прежде, чем стать поставщиком императорской семьи, производитель был обязан не менее восьми лет производить исключительно качественный товар.
В 1910 году Товарищество парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова получает звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.¹⁵

Тара (упаковка)

Остроумов был ориентирован на потребителя и не ленился объяснять как пользоваться уходовой и лечебной косметикой. Как хранить, сколько раз в день пользоваться, как не купить подделку. Не соблюдая простые правила, такие средства быстро потеряют свои свойства. Потому что от состава и температурных режимов зависит "волшебная жизнь" крема и сроки его использования.
Желанная "метаморфозная" баночка от Остроумова имела все необходимое. Она была упакована в красивую коробку. Внутри была четкая и понятная инструкция по применению крема, его состав, и описание результата.¹⁶

Каталог

Кроме создания всевозможных духов, одеколонов, кремов, пудр, паст, косметических средств «Товарищество» пользовалось еще широкой известностью как фирма, производящая медицинские и гигиенические продукты. Это составляло исключительную и единственную не только в Москве, но и в России особенность фабрики «Товарищества А. М. Остроумова».
О разнообразии парфюмерии следует сказать особо. Только в одном каталоге парфюмерии тех лет было свыше тысячи наименований самой разной душистой продукции, которую выпускала российская промышленность. Специальные модные журналы постоянно держали московских барышень в курсе всех капризов моды.¹⁷

«Товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова»

Одно из крупнейших предприятий не только в Москве, но и в России «Товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова» образовалось из скромного маленького предприятия. Начиная с 1885 года оно стало производить свой первый продукт: всем известное в то время и любимое москвичами гигиеническое мыло от перхоти. Благодаря рекламе в газетах мыло быстро приобрело всеобщую известность, реклама сослужила роль энергичного двигателя для дальнейшего развития предприятия. Вторым выпущенным в продажу средством явился специальный гигиенический крем «Метаморфоза». Его производство продолжалось более 30 лет.¹
С каждым годом дело росло и в интересах дальнейшего развития в 1900 году было основано «Паевое товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова». Большинство продуктов «Товарищества», помимо Москвы, имело громадный сбыт за границей. В 1910 г. на Тверской улице Остроумов устроил специальную лабораторию, которая в скором времени переросла в уникальный по тем временам и единственный в мире Институт врачебной косметики. В институте занимались профилактикой и лечением кожных болезней.¹⁹
В 1912 году вышел в свет 1-й²⁰, а в 1914 году — 2-й выпуск²¹ журнала «Наши Артистки» с фотографиями известных артисток и балерин с их хвалебными отзывами о продукции «Товарищества фабрики провизора А. М. Остроумова». В журнале использовались фотографии, сделанные известным московским фотографом Карлом Андреевичем Фишером.

Иллюстрированный рекламный проспект товарищества парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова в Москве
Иллюстрированный рекламный проспект товарищества парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова в Москве, поставщика Его Императорского Величества. М.: Типография А.П. Поплавского, нач. ХХ в. 34,6х22,8 см. Незначительные загрязнения, следы сгибов.

После революции

После революции фабрика Товарищества Александра Остроумова была национализирована, объединена с фабрикой Торгового дома «Э.Бодло и К°», не один раз меняла свое название: от «Московская парфюмерная фабрика №3» и до нынешнего — АО«Рассвет», и даже входила одно время в объединение «Свобода». А сам Александр Митрофанович Остроумов, не проникшись идеями новой жизни, покинул Россию.²²

Смотрите также

Примечания (литература и ссылки)

  1. Дореволюционные предприниматели России. Душистый Остроумов // livejournal URL: https://id77.livejournal.com/5211275.html? (дата обращения: 05.01.2024).
  2. Провизор А.М. Остроумов (1859-1920) Товарищество парфюмерной фабрики провизора А.М.Остроумова // Остроумов URL: http://a-m-ostroumov.ru (дата обращения: 05.01.2024).
  3. См там же
  4. Парфюмерная фабрика А. М. Остроумова (Москва).Наши артистки. - Москва, [не ранее 1913]. - [2] с.: факс., [25] л. портр., факс.; 24 см.
  5. О.Б Вайнштейн Каноны красоты и гигиенические стандарты в культуре России 1890-1910-х гг.: дис. д-р культ наук: 24.00.01
  6. См там же
  7. Н.М Карась Увлекательный мир московской рекламы XIX-начала XX века. - М.,: Музей истории города Москвы, 1996. -С 36.
  8. См там же. С. 37
  9. Провизор А.М. Остроумов (1859-1920) Товарищество парфюмерной фабрики провизора А.М.Остроумова // Остроумов URL: http://a-m-ostroumov.ru/?page_id=373 (дата обращения: 05.01.2024).
  10. Парфюмерная фабрика А. М. Остроумова (Москва). Наши артистки. - Москва, [не ранее 1913]. - [2] с.: факс., [25] л. портр., факс.; 24 см.
  11. Наследие парфюмера // Русский Мир URL: https://rusmir.media/2020/04/05/ralle (дата обращения: 05.01.2024).
  12. Карась Н. М. Реклама «Товарищества Брокар и Ко» // Увлекательный мир московской рекламы ХІХ — начала ХХ века : Альбом. — М. : Музей истории Москвы, 1996. — С. 28—36. — 73 с.
  13. Рожкова П. А. Особенности репрезентации категории «каче- ство» в рекламном тексте рубежа XIX–XX вв. (на материале уральской прессы) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2023. Т. 25, No 2. С. 211–225. https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.2.033
  14. См там же
  15. Дореволюционный аромат. История российской парфюмерии // URL: https://kremchik.ua/news/948niddorevolyucionnyy_ar... (дата обращения: 05.01.2024).
  16. Экспонат с выставки «Город и его обитатели». «Крем Метаморфоза» со съемной стеклянной крышкой и этикеткой производства Товарищества парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова.
  17. Москва парфюмерная. Часть 3. // archivistus URL: https://www.archivistus.ru/moskva-parfyumernaya-chast-3/ (дата обращения: 05.01.2024).
  18. Дореволюционные предприниматели России. Душистый Остроумов // livejournal URL: https://id77.livejournal.com/5211275.html? (дата обращения: 05.01.2024).
  19. См там же
  20. Провизор А.М. Остроумов (1859-1920) Товарищество парфюмерной фабрики провизора А.М.Остроумова // Остроумов URL: http://a-m-ostroumov.ru/?page_id=793 (дата обращения: 05.01.2024).
  21. См там же
  22. Москва парфюмерная. Часть 3. // archivistus URL: https://www.archivistus.ru/moskva-parfyumernaya-chast-3/ (дата обращения: 05.01.2024).

Дополнительная литература

Ссылки, по которым можно скачать книги, альбомы и другой материал, который использовался в статье и может свободно распространяться (не попадает под закон об авторском праве).

Автор(ы) статьи

Статьи пишутся по принципу Википедии, и одна статья может иметь нескольких автор, но в отличии от Википедии мы указываем авторов статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не пропускайте новые статьи – подписывайтесь на Telegram-канал и рассылку и вы первыми узнаете о их выходе!

Рекомендуем статьи проекта
Дореволюционные Бренды

Made on
Tilda