Товарищество парфюмерно-косметического производства «Брокар и Ко»

Товарищество парфюмерно-косметического производства, учреждённое в 1893 году в Москве как развитие дела, основанного Генрихом Брокаром в 1864 году. Одна из крупнейших парфюмерных фирм России в конце XIX — начале XX века. Годовой оборот с 12 тыс. рублей в начале производства достиг к концу 80-х полумиллиона. А в 1900 году он составил 2,5 млн рублей.¹
В 1871 году партнером Брокара стал купец Василий Герман, родом из Саксонии. Вдвоем они основали «Торговый дом Брокар и Ко», который стал по-настоящему знаменитым. Первый фирменный магазин открылся в 1872 году на Никольской улице, в нём продавались как дешёвые, так и элитные изделия.
Все усилия коммерсанта были оценены по достоинству: «империя Брокара» обладала восемью золотыми медалями, полученными на всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах парфюма. К тому же на тот момент Генрих Афанасьевич задумал освоить новый сегмент рынка парфюма — элитные духи.²
Главная цель компании «Брокар» - производство массового и высококачественного товара для всех групп населения. Он хотел, чтобы все, даже малоимущие, могли позволить себе купить парфюмерно-гигиенические средства, в частности мыло, которые не производились в стране промышленностью. Постоянно стремясь к удешевлению своей продукции, он, например, выпускает мыло «Народное» стоимостью в одну копейку. Появление столь дешевого и качественного товара обеспечило фирму «Брокар» постоянными покупателями, а фабрику перевело в разряд ведущих российских производителей.³
Услуги и обучающие онлайн курсы в области Digital-маркетинга и контекстной рекламы
Предлагаю весь спектр маркетинговых услуг по созданию, ведению и развитию Вашего бизнеса
Бесплатный курс по Email-рассылкам (email-маркетингу) от Чеснокова, NotiSend и РЭУ Плеханова
Tilda — точка отправления: курс Алексея Чеснокова по созданию и продвижению сайта на Тильда

Биография


Брокер Генхрих Афанасьевич
1864 г.
Генрих Брокар родился в 1837 году в Париже в семье парфюмера Атанаса Брокара.Отец Генриха Брокара Анастас имел небольшую парфюмерную лавку. Его отец продал парфюмерную лавку, расположенную в самом центре Парижа - на Елисейских полях, и подался с семьей в Америку..Причина отъезда - обострившаяся конкуренция среди парижских торговцев ароматной продукцией. Франция периода Второй Империи переживала период экономического подъема, крупные компании поглощали мелкие. Бизнес Атанаса Брокара был слишком мелким, а заокеанский рынок казался неосвоенным и оттого заманчивым.Однако и в США у Брокара-старшего дела не заладились. В 1850 году, когда Генриху еще не исполнилось и 14 лет, отец решил вернуться на родину во Францию, фактически бросив бизнес на своих сыновей. Некоторое время Генрих вместе с братьями постигал азы парфюмерного дела и управления производством. Но в начале 1860-х годов он вышел из семейного бизнеса и уехал в Россию. До сих пор остаются тайной мотивы столь радикального поступка.
Приехав в Россию, молодой Брокар быстро оценил потенциал тогда только зарождавшегося в стране ароматного рынка. Около полутора лет он проработал наемным технологом в представительстве одной французской парфюмерной компании.
Женитьба на бельгийке Шарлотте стала самым удачным бизнес-решением француза и предопределила будущий успех всего его дела. Именно жена, прекрасно осведомленная о том, что русские аристократы пользуются только мылом, выписанным из Франции, предложила сделать ставку на массовость и создать недорогое мыло разных сортов.
Чтобы жениться на Шарлотте, Генрих продал свое ноу-хау парфюмерной компании «Рур Бертран» за 25 тыс. франков. На оставшиеся средства Брокар, по совету своего отца, открыл в Москве, в Теплом переулке, собственную мыловаренную фабрику. Впрочем, фабрику — это громко сказано: под производство было спешно переделано помещение бывших конюшен Фаворских. Ее оборудование состояло всего из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки. Сырья было в достатке, а вот при регистрации предприятия француз столкнулся с проблемой: в российских реестрах не оказалось соответствующей позиции. Но Брокару удалось выкрутиться, записав свое мыловаренное производство как «фельдшерский цех».

Шарлотта Равэ и Генрих Брокар
От деда Генрих получил рецепт изготовления кокосового мыла, которое и стал производить на своей фабрике. На предприятии работали всего двое рабочих (помимо самого хозяина), которые изготавливали от 5 до 10 дюжин кусков мыла в день. Сохранились даже фамилии первых покупателей — купцов Смирнова, Дунаева и Дамтина. Но, как ни старался новоиспеченный парфюмер, мыло спросом не пользовалось. В итоге Шарлотта, прекрасно осведомленная о том, что русские аристократы пользуются только мылом, выписанным из Франции, предложила сделать ставку на массовость и создать недорогое мыло разных сортов и форм: для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, для детей постарше — с буквами алфавита, а для взрослых — в виде овощей.

Фабрика 25-летнего коммерсанта Генриха Брокара открылась в 1864 году в Теплом переулке, в Москве
Первая фабрика Генриха Брокара располагалась в Теплом переулке, бывших конюшнях Фаворских. Ее оборудование состояло всего из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки, а производительность составляла от 5 до 10 дюжин кусков мыла в день.
Соглашение с купцом Германом
Непрерывный рост предприятия требовал все больших оборотных средств. Следствием этого стало соглашение, заключенное с московским купцом Германом 21 января 1871 г., о совместном учреждении Торгового дома «Брокар и К». В 1872 и 1878 гг. были открыты два магазина: один на Никольской улице, другой - на Биржевой площади.

Продажа своего изобретения фирме «Рур - Бертран - Дюпон»

С 1861 и до конца 1863 года Генрих Брокар прослужил в качестве главного парфюмера на фабрике Константина Гика в Москве.Упорно работая в лаборатории Гика, Анри смог получить новую эссенцию, которая увеличивала стойкость ароматов.
Открытие молодого Брокара пришлось на промежуточный период в истории химической науки. Органическая химия уже была выделена из состава дисциплины в целом, систематизированы исследования жиров, эфирных масел и т. д. (об этом свидетельствует, например, «История химии» немецкого ученого Г. Коппа 1843 г.). Но до 1860 г, когда органическая химия определит синтезу первое место, еще оставалось около десяти лет.
Ни Брокар, ни другие гениальные парфюмеры того времени не были дипломированными химиками или фармацевтами.
Можно лишь предположить, что в лаборатории Гика путем проб и ошибок Брокару удалось получить некис совершенно новые соединения природных душистых веществ, с помощью которых он значительно удешевил производство духов. Конечно, это была случайность, хоть и подкрепленная его бесспорным научным чутьем, историей его семьи и традициями всей французской школы парфюмерного искусства. Выдающийся русский химик А. М. Бутлеров писал:
«Вторжение случая в химические исследования иногда создает волнующую атмосферу научных поисков в большей степени, чем это обнаруживается в рациональных и при-глаженных сообщениях, которыми обычно наполнены наши журналы»
Брокар предложил свой метод французской парфюмерной фирме «Рур - Бертран - Дюпон» и получил за него 25 тыс. франков и на эти деньги открыл в 1864 году собственное предприятие в Москве. Оно располагалось в конюшне одного из московских домов. Все оборудование состояло из каменной ступки для растирания душистых веществ, нескольких кастрюль и отапливаемой дровами плиты.

Первое охранительное свидетельство Народного мыла
1870 г.

Производство мыла

Вскоре Брокар стал выпускать фигурное мыло, давая своей продукции необычные, но запоминающиеся названия. Так например, мыло «Шаром» изготавливалось в виде шара, а мыло «Огурцом» по форме представляло собой самый настоящий огурец и к тому же имело зеленый цвет. На рынок в разное время вышли такие сорта мыла, как «Янтарное», «Медовое», «Розовое», «Греческое» (оно стоило около 60 копеек за кусок), и стали популярны среди наиболее обеспеченной публики. «Это мыло, — говорилось в фирменной рекламе Брокара, — своим внешним видом производит полную иллюзию настоящего огурца и в то же время является хорошим туалетным мылом».¹⁰

Разрешение на парфюмерное заведение
Иллюстрация из книги «Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и К° в Москве. 1864–1914», 1915 год
За ними последовало кокосовое мыло, созданное по рецепту дедушки Брокара. Именно эти марки в 1865 году были отмечены малой серебряной медалью на московской выставке русских мануфактурных изделий. Однако вскоре на рынке появилось огромное количество подделок, так что фирме Брокара пришлось всерьез заняться защитой своей продукции. В Департаменте торговли и Министерстве финансов была утверждена особая этикетка (прообраз современных торговых марок), которую наклеивали на всю продукцию знаменитого француза. Брокар и его супруга также тщательно следили за тем, чтобы дизайн этикеток и название товара соответствовали духу времени. Так, на события русско-турецкой войны фабрика Брокара ответила выпуском мыла и помады «Букет Плевны».¹⁰
В итоге за Брокаром утвердилась слава производителя мыла исключительно для простого народа. Это не устраивало честолюбивого коммерсанта, и он начал активно ездить за рубеж, узнавая тайны и секреты мастерства у других именитых парфюмеров. И его поиски увенчались успехом: в 1870 году из Брюсселя Генрих привез секреты, позаимствованные у известного мыловара Экларса. И вскоре наладил выпуск туалетного мыла. Довольно быстро стены бывшей конюшни стали тесны для растущего бизнеса и Брокар перенес производство сначала на Зубовский бульвар, а затем на Пресню. А в 1869 году за Серпуховской заставой открылась специально построенная фабрика для выпуска косметической и парфюмерной продукции. Душистый товар там производят и по сей день. Сейчас это хорошо известное в стране ОАО «Новая заря».¹¹


Фабрика товарищества «Брокар и Кᵒ». Москва.

«Брокар и Ко»


Москва. «Брокар и Ко.» Парфюмерный магазин на Ильинке.
Реклама конца XIX в.
В 1871 году партнером Брокара стал купец Василий Герман, родом из Саксонии. Вдвоем они основали «Торговый дом Брокар и Ко», который стал по-настоящему знаменитым. Первый фирменный магазин открылся в 1872 году на Никольской улице, в нём продавались как дешёвые, так и элитные изделия.¹²

Летом 1873 года его фирму посетила великая княгиня Мария Александровна, дочь императора Александра II и жена английского герцога Эдинбургского. Ей был подарен букет восковых цветов, ароматизированных разными парфюмами. Это произвело должное впечатление на княгиню, и ему разрешили писать на своих товарах: «Поставщик двора её императорского высочества великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской». Впоследствии его продукция стала поставляться к испанскому королевскому двору.¹³

Создание Парфюма

Стоит отметить, что Генрих Афанасьевич всегда считал парфюмерию высоким искусством и к ее созданию подходил очень серьезно, не щадя на ее производство ни сил, ни денег, но при этом он был уверен, что наряду с элитной дорогой парфюмерией, которую может себе позволить исключительно элита, должны быть и ароматы доступные всем. Нужно было решить две задачи: снизить себестоимость производства и оттеснить иностранных конкурентов, придумав какую-то необычную акцию. С обеими задачами он справился просто блестяще.
К запуску своего первого одеколона «Цветочный» «Душистый Генрих», как прозвали его в народе, подошел со всей ответственностью: он посетил известных европейских производителей парфюмерии и организовал поставки цветочных эссенций из Европы в Россию. А перед стартом продаж устроил грандиозную рекламную кампанию, построив на Всероссийской промышленно - художественной выставке фонтан, из которого вместо воды бил одеколон. Акция имела грандиозный успех, «Цветочный» раскупался моментально, и вскоре под его производство был выделен целый корпус фабрики.¹⁴

Цветочный одеколон Брокар и Ко.
Однако несмотря на растущую популярность массовой продукции Брокар не мог и не хотел ограничивать ассортимент только ей. Он производил и элитные сорта мыла, и занимался разработкой конкурентоспособной нишевой парфюмерии. Он изучал, как играют на коже те или иные сочетания аккордов и как они влияют на эмоции человека. Такие эксперименты не противоречили политике компании, но требовали других способов продажи – в мелких лавочках дорогие товары продать бы не удалось.¹⁵

Элитные духи

В начале 20 века Генриха Афанасьевича привлекал сегмент рынка парфюма — элитные духи. Надо сказать, в данном сегменте никогда не было представителей России. Но предприимчивый парфюмер не опускал рук. И в день рождения вдовствующая императрица Мария Федоровна получила от знаменитого московского парфюмера весьма необычный подарок: хрустальную вазу с изумительно сделанными восковыми цветами, каждый из которых источал свой натуральный аромат. Подарок пришелся по сердцу императрице, и она повелела назвать новые духи «Любимый букет императрицы», а Брокар получил наконец вожделенное звание «Поставщика двора Его Императорского Величества.¹⁶

Финансовый успех

Ко времени создания Товарищества, предприятие располагался в Москве, в Серпуховской части, 2-го участка, под №27 и оценочная стоимость фабричных построек вместе с землею, определялась в 310000 рублей, недвижимое имущество фабрики было застраховано на сумму 186000 рублей, а движимое в 438000 рублей, годоваяпроизводительность фабрики, при 145 рабочих, достигает 950000 рублей.¹⁷В 1893/4 г. торговый оборот «Брокар иК°» достиг 1088015 рублей 81 копейку.¹⁸ Такой финансовый успех был достигнут благодаря нескольким фактором: конечно же это талант парфюмеров, грамотная рекламная кампания, ориентация на граждан с любым уровнем достатка, наличие уникальных продуктов. Товарищество производило такой уникальный продукт, как душистые чернила, которые приятно пахли во время написания на бумаге.

Душистые чернила товарищества «Брокар и К°»: Технология производства(1896)


Охранительное свидетельство Товариществу парфюмерного производства под фирмою «Брокаръ и К° в Москве» на способ приготовления душистых чернил
РГИА. Ф. 24. ОП. 1. Д. 1154. Л. 6.
В конце XIX в. Товарищество московского купца I гильдии Генриха Афанасьевича Брокара начало производить необычные, и для современного времени, и для XIX века – душистые чернила.
Данное изобретение представили два инженера-технолога фирмы: Федор Каупе и Николай Чекалов.¹⁹ Их производство было простым и гениальным одновременно: Душистые чернила предназначались для того, чтобы сообщать при письме ароматический запах употребляемой для корреспонденции бумаги. В состав этих чернил входила приготовленная особым образом ароматизированная вода. Как известно, все эфирные масла растворяются в чистой воде в столь незначительном количестве, что сообщают ей лишь самый слабый запах. Но некоторые вещества, растворимые в воде, способствуют растворению в них эфирных масел. «К числу таких веществ принадлежит жидкое мыло, изготовленное общеизвестным способом из касторового (рицинового) масла.
Для приготовления душистых чернил на 10 частей рицинового (касторового) масла прибавляется от 80–40 частей серной кислоты, крепостью 66ᵒБ. Кислота вливается понемногу, так чтобы температура жидкости не превышала 30ᵒP. Жидкость оставляют в покое на некоторое время, а затем прибавляют, при постоянном размешивании, воду. После тщательного перемешивания жидкости дают отстоятся, после чего нижнюю часть смеси спускают из сосуда через кран, приделанный ко дну, а оставшуюся в сосуде пенистую массу нейтрализуют раствором углекислого аммония (плотн. в 0,92) Таким образом получается жидкое мыло, в котором растворяются эфирные масла и другие пахучие вещества, причем, сила запаха зависит от количества растворенных масел.

"Петербургский листок", №264
Вторник, 24 сентября (6 октября) 1896 г
Для приготовления душистых чернил, приготовленных вышеописанным способом душистый рициновый мыльный раствор (ароматизированная вода) смешивается понемногу с обыкновенными чернилами. Для того чтобы бумага не пропитывалась эфирным маслом, полезно прибавлять в чернила немного гуммиарабику. Количество прибавляемых к мыльному раствору эфирных масел, а равно и количеству гуммиарабики не может быть точно определено, так как оно зависит от силы запаха, свойственного данному эфирному маслу и от растворимости каждого рода этих масел, а от болящего или меньшего количества эфирного масла зависит и количество прибавляемого гуммиарабика»²⁰

Награды

  • 1865 г. Выставка русских производств в Москве — «Серебряная медаль»
  • 1870 г. Выставка в Москве- «Большая серебряная медаль»
  • 1878 г. Всемирная выставка в Париже — «Бронзовая медаль»
  • 1882 г. Промышленно- Художественная выставка в Москве — «Золотая медаль»
  • 1883 г. Торгово-Промышленная выставка в Риге — «Серебряная медаль»
  • 1883 г. Всемирная выставка в Ницце — «Золотая медаль»
  • 1884 г. Всероссийская выставка в Одессе — «Большая серебряная медаль»
  • 1884 г. Всемирная выставка в Бостоне — «высшая награда»
  • 1885 г. Всемирная выставка в Антверпене — «Золотая медаль»
  • 1885 г. Серебряная медаль от Парижской Национальной Академии
  • 1885 г. Международная выставка в Париже — «Золотая медаль»
  • 1887 г. Всероссийская Горная выставка в Екатеринбурге — «Серебряная медаль»
  • 1889 г. Всемирная выставка в Париже — «Большая золотая медаль»
  • 1890 г. Международная выставка в Мадриде — «Золотая медаль»
  • 1890 г. Казанская выставка — «Высшая награда (почётный диплом и звезда)»
  • 1896 г. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде — «Высшая награда (Государственный герб)»
  • 1900 г. Всемирная выставка в Париже — «Высшая награда»

    Отношение рабочих

    В истории фирмы «Брокар» нельзя не отметить одно очень важное обстоятельство: любовь и уважение рабочих и служащих к своему хозяину, который сам показывал пример трудолюбия и сознания своего долга перед предприятием. Он ценил в служащих усердие и честность, эти два великих спутника успеха и прогресса.²¹ К 1900 г. оборот достигает 2,5 млн. К этому моменту фабрика была настолько технически усовершенствована, что руководителей уже не смущала перспектива дальнейшего увеличения спроса, каких бы размахов он ни достиг.
    Самый низкооплачиваемый работник у Брокара получал ежемесячно 15 р. (тогда в Москве плотно пообедать можно было всего за 10 коп.). Кроме того, все сотрудники брокаровских предприятий ежемесячно бесплатно получали наборы собственной продукции по числу членов семьи. Более того, если вдруг работник отдавал предпочтение иному парфюмерно-косметическому бренду, Брокар оплачивал ему 75% трат на мыло и одеколон.²²

    Упаковка

    Товары фирмы Брокар всегда отличала удобная и практичная упаковка, а также красочные этикетки, рисунки для которых выполняли известные художники, например Д. Кордовский.²³

    Печатная реклама

    Фирма вместе со своим основателем все время шла навстречу потребно­стям покупателя, изобретая все новые и новые парфю­мерные товары, заботилась о распространении своих продуктов, пользуясь широкой рекламой. Фирма по мере возможности удешевляла свою продукцию за счет уве­ личения производства, а не за счет качества.²⁴

    Рекламные акции

    Рекламные ходы Генриха ничуть не уступали рекламным трюкам Ралле, к тому же он вообще любил эпатаж.
    В 1887 году, к открытию третьего магазина Брокара в Москве, на Китай-Городе, была проведена одна яркая рекламная акция. Продавали «праздничные наборы», куда входили: духи, одеколон, люстрин для волос, туалетный уксус, вазелин, пудра «Лебяжий пух», пуховка, саше, помада и мыло; десять предметов в одной коробке, под названием «Слава». В газетах заранее сообщалось, что наборы будут продаваться по цене 1 рубль за коробку. И, естественно, было предупреждение, что «количество товара ограничено». В результате в день открытия покупатели чуть не разнесли новый магазин. К приезду срочно вызванной полиции было продано две тысячи коробок, а уже к трем часам дня продавать было нечего.²⁵


    Набор Товарищества Брокар и К°

    Сцена на выставке 1882 года. Народ душит платье у фонтана Цветочного одеколона.
    Иллюстрация из книги «Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и К° в Москве. 1864–1914», 1915 год
    Яркая рекламная кампания связана с появлением одеколона «Цветочный», который фабрика «Новая заря» (бывшая «Брокар») выпускает до сих пор. В 1882 г. на выставке в Москве был построен фонтан, из него били струи с одеколоном. Дамы бросали туда платки, а мужчины — сюртуки, а самые отчаянные даже решали искупаться. В прессе еще долго мелькала эта история.²⁶

    В 1887 г. Брокар изобрел аромат в честь 25-летия совместной жизни с супругой. Он назвал духи в честь нее «Душистая Шарлотта», но жена присвоила аромату название «Персидская сирень». Духи очаровали ценителей парфюмерии — пользоваться этим ароматом считалось хорошим тоном.²⁷

    Международные выставки

    Продукция с каждым днем завоевывала все большее количество потребителей, популярность предприятия росла, во много раз увеличились объемы производства. Фирма «Брокар» участвовала во всевозможных международных выставках, на которых ее продукция получала высшие награды.²⁸ Успех предприятия объясняется тем, что Брокар сам следил за процессом производства на предприятии, особенно за ее лабораторной частью, за новинками западноевропейской науки и техники в этой области.²⁹

    Коллекционирование

    Заработав состояние, Генрих Брокар увлекся коллекционированием предметов искусства.
    Собирал живопись, иконы, парадные портреты, веера, седла, бронзовые подсвечники. Всего в его собрании было около пяти тысяч предметов, ценных и не очень. Парфюмер покупал антиквариат у аристократов - князей Голицына, Шаблыкина, - но не пренебрегал и лавками антикваров и старьевщиков. ³⁰
    Собирал страстно, платил щедро, очень любил обмениваться с другими коллекционерами. Завистников, разумеется, было немало.
    О Брокаре ходили легенды, не всегда доброжелательные: то говорили, что он однажды купил старую икону, сел на нее нечаянно, она раскололась, - «а там, подумать только, подлинный Дюрер!» Рассказывали, что он был способен на картине замазать кота или пририсовать даме бюст попышнее. Беспорядочно собирая фарфор и майолику, мебель и бронзу, оружие и ткани, Брокар следовал общей для своего времени склонности к эклектике, но это не означает, что он «вовсе не разбирался в искусстве», как о нем злословили.³⁰


    Рембрандт. Христос, изгоняющий менял(торговцев) из храма

    Частный музей в Верхних торговых рядах

    Генрих Брокар был человеком образованным и тонко чувствовал прекрасное. Чтобы показать свои сокровища публике, фабрикант не стал тратиться на строительство специального особняка, а устроил частный музей в Верхних торговых рядах (сегодняшний ГУМ). В первом российском универмаге, суперсовременном по тем временам здании, открытом в 1893 году, разместились роскошно отделанные помещения трехсот двадцати двух магазинов известных российских _фирм: Товарищества Абрикосовых, Трехгорной Прохоровской мануфактуры, Товарищества Эмиль Циндель и, конечно же, Товарищества парфюмерного производства «Брокар и Ко». А в восьми залах на третьем этаже экспонировались картины и другие предметы искусства из собрания Генриха Брокара. Средства, собранные от продажи билетов на выставку, фабрикант направлял на благотворительность.³¹

    Галлерея Г.А Брокар в Верхних Торговых Рядах. Зал I
    Изображение взято из книги Золотой юбилей : К пятидесятилетию со дня основания т-ва Брокар и К°. - Москва, [1915]. - 96 с.

    После смерти Генриха Брокара


    А. И. Бурдаков. Главный мыловар в «Брокар и Ко
    1914 г.
    Генрих Афанасьевич Брокар умер в 1900 г. «Товарищество Брокар и Ко» стало принадлежать его вдове Шарлотте Андреевне, которая создала музей Г. А. Брокара, а в 1901 году выпустила брошюру «Памяти Г. А. Брокара». Главный помощник Брокара (еще с 1860-х годов) Бурдаков Алексей Иванович возглавил мыловарение на фабрике и работал на фирме как минимум до 1915 года. До революции дело Брокара продолжали его сыновья.³² К 1913 году компания получила высший в России титул «поставщика двора его Императорского величества». К празднованию трёхсотлетия дома Романовых Брокары выпустили аромат «Любимый букет Императрицы», занявший первые места на самых крупных выставках за рубежом.³³
    В 1914 году фирма Брокара отмечала пятидесятилетний золотой юбилей и выпустила фирменный альбом с описанием истории компании.³⁴
    Три года спустя, в 1917 году после национализации она получила новое название — Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5. Фабрика носила это название до 1922 г., пока главный парфюмер Брокара не предложил назвать её «Новая Заря». А духи «Букет Императрицы» получили новое название «Красная Москва», под которым они выпускаются и сейчас.³⁵

    Примечания (литература и ссылки)

    1. «Брокар и Ко» // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — С. 142. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
    2. Предприниматели, меценаты и благотворители XIX – начала XX века // Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей URL: https://muzeydela.ru/o-muzee/staff/predprinimateli... (дата обращения: 16.12.2023).
    3. «Брокар и Ко» // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — С. 142. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
    4. Карась Н. М. Увлекательный мир московской рекламы XIX - начала XX века. - М.: Музей истории города Москвы, 1996. -29 с.
    5. Там же. С. 30
    6. Реснянский С., Шапкин И. Экономическая история и предпринимательство эпохи Имперской России. Очерки формирования рыночной экономики. - ЛитРес, 2021
    7. Колева М. Советский стиль: парфюмерия и косметика. - ЗАО "ОЛМА Медиа Групп", 2014. - 144 с. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 23. ОП. 24. Д. 132.
    8. "Брокар и К⁰", т-во (Москва).Золотой юбилей : К пятидесятилетию со дня основания т-ва Брокар и К°. - Москва, [1915]. - 80 с.
    9. 1864—1914. Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и Ко в Москве. — М.: Типо-лит. бр. Менерт, 1915. — 11 с.
    10. Там же. С. 13
    11. Предприниматели, меценаты и благотворители XIX – начала XX века // Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей URL: https://muzeydela.ru/o-muzee/staff/predprinimateli... (дата обращения: 16.12.2023).
    12. История фирмы Брокар и К. // URL: http://innovatory.narod.ru/brokar.html (дата обращения: 16.12.2023).
    13. Людмила Михайлова Первый русский парфюмер // Business Excellence. - 2011. - №5
    14. 1864—1914. Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и Ко в Москве. — М.: Типо-лит. бр. Менерт, 1915. — 41 с.
    15. «БРОКАР И КО» — ПРОИЗВОДСТВО ПАРФЮМЕРИИ В МОСКВЕ // BROCARD GROUP URL: https://brocard.ru/blog/2423/ (дата обращения: 16.12.2023).
    16. 1864—1914. Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и Ко в Москве. — М.: Типо-лит. бр. Менерт, 1915. — 31 с
    17. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 23. ОП. 24. Д. 132.
    18. Краткий очерк фабрики высочайше утвержденнаго товарищества Брокар и К° в Москве. - М.: Типолит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1896. - 6 с.
    19. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 24. ОП. 1. Д. 1154.
 Л.1.
    20. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 24. ОП. 1. Д. 1154. Л.18.
    21. "Брокар и К⁰", т-во (Москва).Золотой юбилей : К пятидесятилетию со дня основания т-ва Брокар и К°. - Москва, [1915]. - 81 с.
    22. Реснянский С., Шапкин И. Экономическая история и предпринимательство эпохи Имперской России. Очерки формирования рыночной экономики. - ЛитРес, 2021
    23. Шалаева Г., Ситникова Е., Ситников В. Кто есть кто в истории России. - АСТ, СЛОВО, 2015
    24. Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и К° в Москве. 1864-1914. - Москва : Типо-лит. бр. Менерт, [1915]. - 31 с
    25. Там же. С. 39
    26. Там же. С. 41
    27. Там же. С. 45
    28. Там же. С. 16- 51
    29. "Брокар и К⁰", т-во (Москва).Золотой юбилей : К пятидесятилетию со дня основания т-ва Брокар и К°. - Москва, [1915]. - 55 с.
    30. Там же. С. 98
    31. Там же. С. 95
    32. Там же. С. 26
    33. Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества Брокар и К° в Москве. 1864-1914. - Москва : Типо-лит. бр. Менерт, [1915]. - 36 с
    34. Там же. С. 124
    35. Там же. С. 125

    Дополнительная литература

    Ссылки, по которым можно скачать книги, альбомы и другой материал, который использовался в статье и может свободно распространяться (не попадает под закон об авторском праве).

    Автор(ы) статьи

    Статьи пишутся по принципу Википедии, и одна статья может иметь нескольких автор, но в отличии от Википедии мы указываем авторов статьи.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Не пропускайте новые статьи – подписывайтесь на Telegram-канал и рассылку и вы первыми узнаете о их выходе!

    Рекомендуем статьи проекта
    Дореволюционные Бренды

    Made on
    Tilda