Торговый дом
«С. И. Чепелевецкий с сыновьями»

Товарищество, а в дальнейшем торговый дом «С. И. Чепелевецкий с сыновьями» в дореволюционной России было одним из ведущих производств парфюмерии и косметики.

Оно имело обширный ассортимент продукции высочайшего качества. Об этом свидетельствуют 5 высших наград, заработанных на Всемирных торгово-промышленных выставках начала ХХ века, проходивших в Москве и городах Европы, включая Париж, Милан и Мадрид. Капитал торгового дома вырос с 90 до 800тыс. за 11 лет¹.
Услуги и обучающие онлайн курсы в области Digital-маркетинга и контекстной рекламы
Предлагаю весь спектр маркетинговых услуг по созданию, ведению и развитию Вашего бизнеса
Бесплатный курс по Email-рассылкам (email-маркетингу) от Чеснокова, NotiSend и РЭУ Плеханова
Tilda — точка отправления: курс Алексея Чеснокова по созданию и продвижению сайта на Тильда

История


Чепелевецкий Самуил Исаакович
Фотография. XIX век
Чепелевецкий Самуил Исаакович родился в 1835 году в еврейской семье, был потомственным почетным гражданином Москвы, начал заниматься мыловаренным производством в 1872 году .

В 1880 году Самуил Исаакович купил участок земли с небольшим особняком и другими строениями в Лавровом переулке, которые он переделал в парфюмерное и мыловарне производство. Фабрика получила своё первое название: «Паровая фабрика туалетного мыла С. И. Чепелевецкого в Москве». Именно там началось развитие крупного бизнеса.

Чепелевецкие были иудеями, но жили вне черты оседлости, поскольку имели ряд привилегий, позволяющих в том числе проживание по выбору ³. Матвей Самойлович Чепелевецкий - сын и совладелец фабрики - был купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином Москвы.
Сначала фабрика специализировалась на производстве недорогого мыла, но бизнес оказался очень успешным, дело имело большой доход, поэтому начало быстро развиваться и расширять свой ассортимент. Так фабрика начало производить и парфюмерию. Уже тогда Продукция фабрики была удостоена почетного отзыва на XV Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года, которая проходила в Москве: « С. И. Чепелевецкiй въ Москве, съ 1872, производить на 1 20.ОО0 руб.; рабочихъ 30. Производитъ исключительно туалетное мыло, за которое Комиссия предлагает награду.»¹

После смерти Самуила Исааковича в 1914 году фабрика отошла к его сыновьям Борису, Леониду и Матвею.

Духи "Адорабль"
Фотография. Реклама из журнала 1911 год

Советский период

В годы революции фабрика перенесла несколько забастовок, а после была национализирована и преобразована в мыловаренный завод «Профработник». В молельне устроили клуб, фабричная артезианская скважина стала обслуживать Воронцовские бани, которые некогда были частью владения № 6 по Лаврову переулку.

Советский период

В наши дни небольшой особняк с барельефом с буквой "Ч" всё еще стоит на своем месте, но бывшие фабричные корпуса находятся под угрозой сноса.
Фотография особняка, ХХ век

Интересные факты

Под фабрику было перестроено уже все владение. Фасад главного дома украсили лепниной, а фронтон дома - барельефом с изображением буквы «Ч» - фамильного знака Чепелевецких. В доме открыли контору и синагогу, а на Никольской улице - фирменный магазин. Существует неподтверждённая информация о том, что перед домом был цветочный сад, где выращивались цветы, чтобы покупатель мог сравнить их запах с запахом парфюмерии. Огромной популярностью у народа пользовались недорогие духи и мыло «Цветущий ландыш» и «Цветущая сирень».

Меценатство

Самуил Чепелевецкий тратил значительные средства на благотворительность. На его деньги на улице Воронцовская была построена еврейская больница, содержалась синагога, а также деньги отправлялись обществу помощи жертвам войны.¹

Деятельность в других странах

К началу ХХ века Торговый дом Чепелевецкого по масштабам был сравним с «Товариществом высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Его духи и косметика реализовывались в России, Китае, Персии и в других странах.

Самуил Исаакович уделял особое внимание восточному направлению и даже являлся поставщиком продукции Двора Его Величества Шаха Персидского.

Печатная реклама

В печатной рекламе изображалась упаковка, в которой продавалась продукция: банки, бутылки, сосуды
и т. д. Также, перечислялся весь ассортимент бренда. На более старой рекламе описание фабрики дополнялось изображениями цветов и растений, указывающих на приятные ароматы продукции.

Плакатная реклама

Торговый дом «С. И. Чепелевецкий с сыновьями» активно продвигал свою продукцию в газетах и на рекламных плакатах. Плакаты печатались не только для родного, но и иностранного рынка. Фабрика выбирала интересную рекламную тактику – на плакатах изображены статусные представители общества с продукцией Чепелевецких. Плакаты очень яркие и наполнены событиями, они показывают не только людей, использующих мыло, но и отражают особенности страны, для которой нарисован плакат.

Награды

В 1889 году участвуя во всемирной выставке в Париже, когда миру и была представлена знаменитая Эйфелева Башня, фабрика Чепелевецкого получила бронзовую медаль по классу «Косметические изделия»1.
Продукция фабрики получала награды и на международных выставках: в Милане (1906), Париже (1906), Антверпене (1907), Мадриде (1908), Гааге (1908).

Смотрите также

  • Здесь будет первая рекомендованная статья из серии Колоны Исаакиевского собора
  • Здесь будет вторая рекомендованная статья из серии Колоны Исаакиевского собора
  • Здесь будет третья рекомендованная статья из серии Колоны Исаакиевского собора

Примечания (литература и ссылки)

  1. Отчетъ о Всероссiйской художественно-промышленной выставке 1882 года въ Москве, 1883, СПб, С. 84.
  2. Список наградам, присужденным русским экспонентам на Всемирной парижской выставке 1889 г., Санкт-Петербург, 1890 г., С. 19.
  3. Улицкий Е. Н., Фельдман Д. З. Евреи в Москве. Конец XV — начало XX в.. — М.: Древлехранилище, 2012. — С. 123—125. — 256 с. — ISBN 978-5-93646-187-3. 2.
  4. Электронный ресурс: Исторический А. Мыловары и парфюмеры. URL: https://dzen.ru/media/id/5f8b2ebe6541fa316b7a6ec7/...
  5. Электронный ресурс: Wikipedia. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Чепелевецкий,_Самуил_Исаакович#cite_ref-2

Автор(ы) статьи

Статьи пишутся по принципу Википедии, и одна статья может иметь нескольких автор, но в отличии от Википедии мы указываем авторов статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не пропускайте новые статьи – подписывайтесь на Telegram-канал и рассылку и вы первыми узнаете о их выходе!

Рекомендуем статьи проекта
Дореволюционные Бренды

Made on
Tilda