Нотное издательство П. Юргенсона

Издательство П. И. Юргенсона начало свою работу 10 августа 1861 года, когда был открыт музыкальный магазин П. Юргенсона в Москве на углу улиц Большая Дмитровка и Столешников переулок. С того дня Пётр Иванович Юргенсон посвятил свою жизнь музыкальному издательству, возглавляя и лелея его в течение 42 лет.¹
История создания этой фирмы, её деятельность и расцвет неразрывно связаны с Москвой и выдающимися русскими композиторами того времени.² Рубинштейн предложил Юргенсону арендовать помещение для магазина с условием, что одна комната будет использоваться Русским музыкальным обществом в качестве его офиса, и предложил Юргенсону получать 250 рублей ежегодно за это. Юргенсон с большим удовольствием согласился на такое предложение.¹²
Стремление к удешевлению своей продукции, никак не повлияло на ухудшении качества, наоборот, изделия нотопечатни всегда оставались эталонными и востребованными. Фирма вышла на новую ступень и затмила своих конкурентов. О масштабах работы издательства Петра Ильича Юргенсона свидетельствуют сохранившиеся каталоги и ассортимент продукции.²
Услуги и обучающие онлайн курсы в области
Digital-маркетинга и контекстной рекламы
Предлагаю весь спектр маркетинговых услуг по созданию, ведению и развитию Вашего бизнеса
Бесплатный курс по Email-рассылкам (email-маркетингу) от Чеснокова, NotiSend и РЭУ Плеханова
Tilda — точка отправления: курс Алексея Чеснокова по созданию и продвижению сайта на Тильда

Путешествие к созданию нотного издательства

В России первые опыты нотопечатания относятся к XVII в. Они были связаны с необходимостью унификации церковного пения. В 1652 г. резчику московского печатного двора Ф. Иванову было поручено завести «знаменное печатное дело». Первый доведенный до конца опыт русского нотопечатания был связан с переходом на линейное нотное письмо – это были сравнительные таблицы крюковых и линейных нот. Издание осуществлено около 1679 г.¹⁵ В конце XVIII - начале XIX века в России нотные издательства представляли собой иностранные компании.¹⁶

Однако первая крупная отечественная музыкально-издательская фирма в России появилась в период с конца XIX до начала XX века и была под руководством Юргенсона - известной личности с обширными знаниями и огромным влиянием.³ В своё время она «была признана одной из лучших во всём мире».¹⁷

Усадьба П. И. Юргенсона
Москва, вторая половина 1870-х г.

История


П. И. Юргенсон Париж
фотография Ch. Reutlinger, (1860-е)
Пётр Иванович Юргенсон, основатель музыкального издательства, родился 5 июля 1836 года в городе Ревеле (ныне Таллин) в бедной эстонской семье.³ Несмотря на все трудности и небогатое семейное положение, Петр Иванович поступил в местное городское училище, где начал увлекаться чтением, хотя его мать, строгая сторонница пуританских устоев, запрещала ему читать что-либо, кроме Библии. Однако в поисках объяснений для мира вокруг, молодой человек постепенно стал обращаться к чтению произведений не священного характера. Благодаря своему усердию, несмотря на финансовые ограничения, он зарабатывал деньги на абонемент в библиотеку, носил воду для соседей и выполнял различные мелкие работы.¹⁸ В 14 лет он был вынужден оставить школу и отправиться на заработки в Санкт-Петербург, где его старший брат работал приказчиком в музыкальном магазине.
Вскоре Пётр Иванович также поступил на службу в музыкальную торговлю. Его способности быстро проявились, и в 1859 году он получил предложение заведовать нотным отделом известной фирмы Шильдбах в Москве. Здесь он также добился успеха и привлек внимание основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна.
Рубинштейн, стремясь к развитию музыкальной жизни Москвы, считал, что солидное музыкальное издательство является одним из необходимых элементов этой жизни. Он посоветовал Юргенсону открыть собственное дело.
Юргенсон, обладавший незаурядными способностями и поддержкой гениального музыканта, решился осуществить это предприятие, несмотря на отсутствие денежных средств.
10 августа 1861 года на углу Большой Дмитровки и Столешникового переулка открылся музыкальный магазин «П. Юргенсона». Юргенсон посвятил всю свою жизнь, энергию и силы созданию, укреплению и развитию этого дела, во главе которого он стоял в течение 42 лет до самой своей кончины (20 декабря 1903 года).

Нотный магазин (60 ар. длины)
(Неглинный проезд, 14)
История музыкального издательства П. Юргенсона представляет собой историю деятельности и трудов самого П. И. Юргенсона. То, что в большинстве коммерческих предприятий создается при помощи капитала и оплачиваемого труда массы рабочих рук, здесь было достигнуто энергией, умом и работоспособностью одного человека.
Юргенсон также отдавал свои силы на служение тому искусству, которому было посвящено его дело. Сблизившись с Рубинштейном, он стал одним из деятельных сотрудников последнего в деле созидания и устроения Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. В течение более 30 лет он состоял членом дирекции общества и много поработал на его пользу.³
Первое издание фирмы состояло из произведений классиков, таких как Бах, Вивальди и других. Также в нем были сочинения русских композиторов Даргомыжского и братьев Рубинштейнов.

В первый же год своего существования фирма начала сотрудничать с Московским Отделением Императорского Русского Музыкального Общества и Консерваторией.

На второй год своего существования фирма выпустила первое полное собрание фортепианных сочинений Феликса Мендельсона-Бартольди. Это было единственное такое собрание в то время во всей России и за рубежом.

Метрическое свидетельство П. И. Юргенсона
Москва, 5 января 1878

История издательской деятельности фирмы П. Юргенсон

Изначально фирма была небольшой, и Юргенсон не мог представить, каких масштабов она достигнет в будущем. Пётр Иванович Юргенс, купив несколько небольших издательств, объединил их со своей компанией. К концу 19 века эта компания стала крупнейшей в России в своём сегменте. Расширив производство и внедрив новые технологии, компания начала выпускать ноты в массовых масштабах по доступным ценам.¹⁹

Судьба фирмы после 1903 года

В 1903 году, после смерти Петра Юргенсона, его дело возглавил старший сын Борис, которому вместе с братом Григорием фирма досталась по наследству. Борис руководил издательством более 15 лет, до 1918 года.
В ноябре 1918 года, за месяц до национализации нотного издательства, комитет фирмы принял решение передать его органам Советской власти.
В декабре 1918 года на базе издательства был организован издательский подотдел Музыкального отдела Наркомата просвещения. Он стал предшественником современного издательства «Музыка».
В 2004 году издательство П.И. Юргенсона было возрождено вновь.²⁰

Статья о П. Ю. Юргенсоне в Русской музыкальной газете № 15 от 11 апреля 1904 года

Текст на странице газеты:
Шестидесятые годы разбудили Русь. Это славная великая эпоха, чудесная весна русскойжизни, весна, заставившая забыть ненавистные царство брака в прошлом и падавшая надежды (увы! далеко не сбывшееся!) на озарённое светом свободы будущее, это время крупнейшего прогресс русской общественной и научной мысли явилось так же и временем могучего рассвета русского искусства, русской музыки, в частности. В эти годы началась деятельность крупнейших художников родной музыки: Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского…, тогда же было положено начало серьезной постановки музыкального образования в России. Во время этого сильного и быстрого роста музыкального творчества и образования, неотложным делом явилось учреждение солидного серьёзного музыкального издательства. Потребовались люди дела, люди практической деятельности. Такие люди не замедлили явиться, и одним из первых среди них, по времени и значению, был скончавшийся 20 декабря 1903 г. – Пётр Иванович Юргенсон, московский музыкальный издатель, широко известный и популярный как в России, так и за границей.
Пётр Иванович родился 5-го июля 1836 г. в городе Ревел, в очень бедной семье. Его отец, Иоганн Кирс (принявшей позднее девичью фамилию своей жены – Юргенс), эстонец, шкипер рыбачьего судна, мать его Аэта– оба тяжелым, изнурительным трудом зарабатывали хлеб семье, состоявшей из двух дочерей и трех сыновей. Вскоре непосильная работа сломила организма отца и свела его преждевременную...

Нотное издательство П. Юргенсона

Нотопечатня Петра Юргенсона была основана в 1867 году. Вначале она была небольшой и производила нотную продукцию на ручных станках. Поскольку в России в то время не было нотных граверов и металлографов, мастеров пришлось нанимать в Германии.
Вскоре Юргенсон начал обучать русских мальчиков рисованию и гравёрному искусству. В 1878 году в нотопечатне уже работали 15 русских граверов. Затем были обучены ещё несколько женщин. С тех пор в нотопечатне не было ни одного иностранного мастера.
В 1885 году нотопечатня Юргенсона стала использовать наборный способ печати для производства нот для книг и учебников.
В 1890 году в нотопечатне было установлено устройство для отливки книжных и нотных стереотипов.
В 1891 году Юргенсон приобрел исключительное право на использование способа приготовления досок, изобретённого немецким инженером Миллером. Для изучения этого способа в Германию был отправлен один из граверов нотопечатни.
В 1895 году в нотопечатне появились машины для строгания и стачивания стереотипов, а также машины для растирания красок.
В 1899 году была установлена машина для строгания камней.
В 1900 году в нотопечатне были установлены машины для механического фальцования и брошюрования нот.
В 1901 году была установлена большая двойная типографическая машина для ускоренного печатания каталогов и книг музыкального содержания.
С 1902 года все машины в нотопечатне работали на электричестве, которое вырабатывалось на собственной электростанции
В 1911 году в нотопечатне была установлена американская наборная двухмагазинная (4-буквенная) машина, набирающая сразу четырьмя шрифтами.
В 1911 году нотопечатня Юргенсона производила в год около 8000 досок и 18 миллионов
оттисков нот. Из них 12 миллионов оттисков были изготовлены литографическим способом, а 6 миллионов - типографическим. В нотопечатне работало 96 человек, из которых 65 мужчин и 31 женщина.

Каталог 1862-1911 гг.

1862-1864 гг.
- Издание первых сборников избранных романсов Шуберта и Шумана в переводах русских литераторов под редакцией Н. Рубинштейна.

1865-1869 гг.
- Издание произведений Гурьева, Булахова, Венявского, Гензельта, Дюбюка, Пауфлера и др.
- Издание первой книги по теории музыки: «Руководство к изучению инструментовки» Ф. Геварта, в переводе и с примерами П. И. Чайковского.
- Издание первой окрестной партитуры: «Казачок» Даргомыжского.
- Издание сборника 50 романсов классических и современных иностранных композиторов под редакцией Николая Рубинштейна и в переводе русских поэтов.
- Издание первой оперы – «Гроза» Кашперова.

1868-1870 гг.
- Издание первого произведения Петра Ильича Чайковского.
- Издание первого полного собрания фортепьянных сочинений Роберта Щумана.
- Приобретение всех изданий санкт-петербургской фирмы Мелье.

1871-1873 гг.
- Издание около 650 произведений, в том числе несколько оркестровых, а также произведения Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова и др.
- Издание первого полного собрания фортепьянных сочинений Фредерика Шопена, под редакцией профессора Карла Клиндворта.

1874-1877 гг.
- Приобретение всех изданий фирмы М. Эрлангер в Москве.
- Издание дешёвого издания оперы «Жизнь за царя» Глинки для фортепиано.
- Приобретение всех изданий фирм: Грейнер и Бауер, Карцева в Санкт-Петербурге и Линева в Москве.

1878-1879 гг.
- Уменьшение цен на ноты в России более чем вдвое.
- Выпуск дешёвых изданий клавиров для фортепиано в две руки и для фортепианного пения опер «Руслан и Людмила», «Рогнеда», «Русалка» и «Аскольдова могила».
- Выход в свет оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского.

1880-1881 гг.
- Приобретение здания фирмы Круга, Штюрмера Габлера в Санкт-Петербурге.
- Выпуск полного собрания духовно-музыкальных сочинений Д. Бортнянского, под редакцией Петра Чайковского.

1882-1884 гг.
- Начало выпуска «Дешёвого издания в томах».

1885-1889 гг.
- Приобретение всех изданий фирм: М. Бернард в Санкт-Петербурге, К. Мейкова в Москве и Ю. Лейброк в Санкт-Петербурге.

1890-1895 гг.
- Дешёвое издание 36 клавиров знаменитейших иностранных опер с русским переводом для пения с фортепиано, а также всех опер Рихарда Вагнера.
- Приобретение всех изданий фирмы Зеецена в Риге.
- Приобретение части издания фирмы А. Битнер в Санкт-Петербурге.

1896-1903 гг.
- Фирма сделалась Комиссионером Придворной Певческой Капеллы и получила склад изданий Капеллы.
- Приобретение всех изданий фирм: Я. Соколова в Санкт-Петербурге, Бернарди в Одессе, К. Бернгарда в Санкт-Петербурге и Гёнера в Санкт-Петербурге.

1907-1911 гг.
- Выпуск полного собрания сочинений Максима Глинки под редакцией М. Балакирева и С. Ляпунова.
- По подписке новое роскошное издание оперы Вагнера в переводе В. Коломийцова.
- Выпуск маленького издания полной оркестровой партитуры оперы «Пиковая Дама».
- Основные достижения издательской деятельности фирмы П. Юргенсона.

Ассортимент

Непревзойдённое количество изданных произведений с 1861 по 1911 гг.

С 1861 по 1911 гг., то есть, за пятьдесят лет, число музыкальных произведений, изданных фирмой, достигло 35 300 номеров, напечатанных примерно с 400 000 металлических досок, а каталог изданий 1911 года занимал 521 страницу.

В каталоге представлены следующие виды произведений:
- 28 полных оркестровых партитур опер и балета;
- 300 партитур оркестровых произведений;
- 230 партитур для военного оркестра;
- 150 полных клавиров опер для пения с фортепиано;
- 90 полных опер для фортепиано в две руки;
- 2 200 духовно-музыкальных произведений (партитур и голосов);
- 2 000 светских хоровых произведений;
- 136 произведений камерной музыки (трио, квартеты и пр.);
- 210 книг по теории истории музыки;
- 900 томов «Дешёвое издание в томах».
В целом, фирма П. Юргенсона в 1911 году издавала широкий спектр музыкальных произведений, от опер и балетов до камерной музыки и книг по теории музыки.

Издание произведений русских авторов и классиков

Из классических авторов были изданы:
- Полные собрания сочинений Мендельсона, Шумана и Шопена.
- Все сонаты Бетховена.
- Оперы Вагнера.
- Наиболее популярные сочинения Баха, Гайдна, Генделя, Моцарта, Шуберта, Листа и др.

Из русских авторов были изданы:
- Все (почти) сочинения Алябьева, Аренского, Блейхмана, Бортнянского, Василенко, Глинки, Ильинского, Ипполитова-Иванова, Калинникова, Конюса, Ладухина, Направника, Панченко, Пахульского, Ребикова, Н. Рубинштейна, Симона, Турчанинова, Чайковского и Чеснокова
Большая часть сочинений Варламова, Гедике, Глиэра, Гнесина, Даргомыжского, Кюи, Метнера, А. Рубинштейна, Стравинского, Черепнина.
- Сочинения Балакирева, Бородина, Гречанинова, Кастальского, Корещенко, Лядова, Ляпунова, Мусоргского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Скрябина, Спендиарова, А. С. Танеева и многих других.

Издательство выпустило в свет произведений более 500 русских композиторов (в том числе более половины начинающих).

С 1874 по 1918 год Юргенсоном была выпущена духовная музыка 167 авторов, общим числом около 2,5 тысяч произведений.¹³
Юргенсон писал П. И. Чайковскому: «… Я не могу дойти до того, чтобы думать, будто лучше, если Бортнянского забудут или чтоб его вещи стали библиографической редкостью. Покуда Россия так бедна духовной музыкальной литературою, мне сдаётся, не следует пренебрегать и Бортнянским, и за мною остаётся заслуга, конечно, не спасения отечества, но хотя бы исторически интересного музыкального деятеля».²¹

Слияние и поглощение

Как и любой быстроразвивающийся бизнес, издательский дом Юргенсона оказал значительное воздействие на отрасль. В 1878 году Петр Иванович совершил решающий шаг, который радикально изменил ситуацию на рынке нотных изданий. Компания, которая к тому времени выпустила около 20 тысяч экземпляров музыкальных изданий и нот, снизила цены на ноты вдвое, установив их стоимость на уровне 15-20 копеек за лист.² Это позволило, с одной стороны, противостоять импорту: музыкальные издания стали продаваться в России по тем же ценам, что и в Европе, а порой и дешевле. С другой стороны, под давлением конкуренции многие мелкие издательства прекратили свою деятельность, и примерно 20 таких фирм было приобретено Юргенсоном.²²

Дружба на века

В 1866 году П. Юргенсон стал близким другом П.И. Чайковского, их дружба переросла во многолетнее творческое партнерство, принося П. Юргенсону невероятное счастье. Эти отношения были также важны для самого Чайковского. Талантливый издатель увидел в молодом профессоре гениального музыканта, что принесло славу его издательскому дому. Своей же стороны, Чайковский нашел в Юргенсоне преданного поклонника своего таланта, умного и энергичного издателя своих произведений, который значительно способствовал их рекламе и популяризации.²³

П. И. Чайковский, П. И. Юргенсон
Переписка. В 2-х томах. Том 1
Москва: Музгиз, 1938
Экземпляр, принадлежавший П. А. Ламму и содержащий его пометки

Бесплатный читальный зал

Музыкальная торговля Юргенсона всегда заботилась о пополнении и увеличении своего ассортимента всех музыкальных изданий, как русских, так и иностранных. Это позволяет удовлетворять всем требованиям музыкантов и любителей музыки.
Розничный магазин фирмы в Москве (адрес: Неглинный проезд, 14) занимает два огромных зала и ещё целый ряд комнат. В них представлены все выдающиеся сочинения всех жанров и для всевозможных инструментов, как роскошные, так и недорогие, но изящные издания.
Кроме того, в магазине была открыта бесплатная читальня, где можно ознакомиться с более чем 30 русскими, польскими, немецкими, французскими, английскими, итальянскими и американскими музыкальными журналами и справочными изданиями.

Меценатство

Юргенсон был не только успешным издателем, но и щедрым меценатом. Он помогал многим композиторам, которые оказались в трудной ситуации. Он также издавал еще неизвестных на тот момент, но в будущем великих композиторов. Значительную часть своих доходов он вкладывал в развитие музыкальной культуры и образования в России, а также в продвижение русской музыки за рубежом.
О заслугах его на пользу русской музыки красноречиво говорят результаты его издательской деятельности, навыки, связавшие его скромное имя с бессмертными именами целой плеяды русских композиторов.¹⁰
В 1878-м году фирме удалось произвести переворот в ценах на ноты в России, тем что она уменьшила цены своих изданий больше, чем вдвое.² Петр Чайковский говорил про своего друга, что «… он умел примирить эгоистическую тенденцию наживы с искренним желанием послужить и делу распространения хорошей, настоящей музыки в России. Несмотря на всю прибыльность, он отказался от лёгкой музыки (танцев, цыганских песен и проч.) и явился первым русским издателем бессмертных образцов классического немецкого искусства. Несмотря на всю не прибыльность, он также первый принялся за издание произведений начинающих русских композиторов…».²⁴

Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года


Витрина музыкального магазина Юргенсон на выставке 1882 года
Иллюстрация из «Иллюстрированного описания» Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года
Выставка музыкальных изданий в 1882 году наглядно показала, что Россия достигла полной самостоятельности в этом отношении.
Раньше ноты приходилось выписывать из-за границы, но теперь наши издания не только не уступают иностранным, но и значительно дешевле.
Все замечательные русские музыкальные произведения изданы даже роскошно.
Сочинения Шопена в издании Юргенсона стоят всего шесть рублей.
Оперы Глинки изданы роскошно и сравнительно недорого.
«Россия» А. Рубинштейна, «1812 год», торжественная увертюра (к открытию храма Спасителя) Чайковского – вполне свидетельствуют о сделанных нами усилиях.
Заглавные листы в русском стиле 11-го и 12-го столетий выполнены художественно.
Издания отличаются отчётливостью шрифта и верностью.
В нотопечатне П. И. Юргенсона в год изготавливается более 5000 досок и ежемесячно печатается более 500 000 оттисков нот и нотных заглавных листов.
Все это достигнуто Юргенсоном за несколько лет. Он первым ввёл в своей нотопечатне паровое движение машин.

Деятельность свою в более обширных размерах П. И. Юргенсон начал в 1870 году. В этом году он приобрёл скоропечатную машину и выписал из Лейпцига специалиста-переводчика с нотных досок на камень.
В 1872 году был выписан второй скоропечатный станок, в 1874 году – третий, в 1875 году – четвёртый.
В 1879 году устроена паровая машина и приобретена машина для шлифования литографических камней и машина для строгания оловянных-свинцовых досок.
В 1880 году поставлена небольшая скоропечатка и приобретён шрифт для набора.
В 1881 году поставлена ещё большая двойная сатинированная машина и вновь изобретённая машина для брошюровки нот проволокой.
На момент 1882 года в обширном заведении Юргенсона (собственный дом, в Мясницкой части, прежние помещения иностранного архива) работают 12 граверов по металлу (изготавливающих более 5000 досок в год), два гравера на камне, 1 резательная машина, 1 пресс, 7 ручных станков, 8 переплётчиков.
Ежемесячно печатается более 500 000 оттисков нот.

Результаты, достигнутые Юргенсоном, важны и заслуживают благодарности всех занимающихся у нас музыкой. Благодаря ему, ноты удешевлены от 50 до 60%, между тем гравировка, печать и бумага были значительно улучшены.²⁵

Награды издательства

• 1872 год. Политехническая выставка — Большая золотая медаль «За особой труды по выставке» — Большая золотая медаль «За издание печатных нот, отличающихся изяществом и тщательностью печатания» и «За весьма хорошее исполнение нотного печатания»,
• 1873 год. Венская всемирная выставка — Почётный диплом,
• 1878 год. Парижская всемирная выставка — Почётный диплом,
• 1881 год. Всемирная выставка в Милане — Большая серебряные медали за «Edizione veramente magnifiche»,
• 1882 год. Всероссийская выставка в Москве — Орден святого Станислава 3-й степени «за полезную деятельность на поприще отечественной промышленности и особые заслуги по выставке 1882 г.»,
• 1889 год. Всемирная выставка в Париже —Большая серебряная медаль,
• 1893 год. Всемирная выставка в Чикаго —
Медаль и диплом «for an important musical publication of scores and methods for all kinds of instruments and with all the orchestral parts, and for printing of the most perfect style».¹¹

Награда Петра Юргенсона

За "«полезную деятельность на поприще отечественной промышленности…» П. И. Юргенсон был награждён орденом Святой Анны 3-й степени и получил привилегию ставить Государственный герб Российской империи на свою продукцию. До 1904 года его издательство выпустило 29 000 изданий произведений различных жанров, 150 книг по теории и истории музыки и множество учебно-методических пособий.²⁶

Первый номер музыкально-исторического журнала

Петр Иванович Юргенсон был не только талантливым издателем, но и человеком, сыгравшим важную роль в развитии русского музыкального искусства. В 1895 году он выпустил первый номер музыкально-исторического журнала, в котором опубликовал три старинные оперы екатерининской эпохи. Эти произведения ранее не печатались и были практически забыты. Все то время они находились в российском театральном архиве. В первую очередь, речь идет о комической опере "Февей" В. Паскевича, по тексту А. Аблесимова, где главный герой - "Мельник - колдун, обманщик и сват". Также это включает в себя работу "Начальное управление Олега", которая является подражанием В. Шекспиру, но не придерживается общепринятых театральных правил. Публикация опер вызвала большой интерес в музыкальных кругах Москвы и способствовала возрождению интереса к русской классической музыке.²⁷

Партитура «Начального управления Олега» 1791 года.
Фото – Российская национальная библиотека.

Упоминание П. Юргенсона в СМИ

Многие журналы и газеты того времени отметили это событие как редкое и значимое, считая его творческим подвигом известного московского нотоиздателя П. Юргенсона. Например, «Русская музыкальная газета», популярная в то время, высказала мнение, что произведения, опубликованные оперы, не могут заинтересовать современного слушателя, если их не представить как редкие музыкальные раритеты. По их мнению, архивные материалы с музыкальными отношениями и жалобами теряют смысл с точки зрения непосредственного восприятия и наслаждения. Однако они признали, что в данном случае исторический интерес к этим уникальным материалам придает изданиям г. Юргенсона неоспоримую важность и пользу.²⁷

Отдельно от этого события «Русская музыкальная газета» писала: «Постоянно совершенствуясь и прогрессируя, нотопечатня Юргенсона достигла высоты современных требований нотопечатной техники, и с этой стороны она представляет собой явление единственное в России».

Смотрите также

Примечания (литература и ссылки)

1. Музыкальное издательство П. Юргенсона в Москве. 1861-1911 : [Краткий обзор деятельности фирмы... : Обзор деятельности нотопечатни П. Юргенсона. - Москва, [1911]. - 9 с.
2. Там же. С. 12.
3. Там же. С. 9.
4. Там же. С. 11.
5. Там же. С. 21-22.
6. Там же. С. 11-13.
7. Там же. С. 13.
8. Там же. С. 13-14.
9. Там же. С. 14.
10. Там же. С. 7.
11. Там же. С. 24.
12. Юргенсон П. И. КАТАЛОГ КНИЖНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ВЫСТАВКИ «НОТОПЕЧАТНЯ ПИ ЮРГЕНСОНА В ХОХЛОВСКОМ ПЕРУЛКЕ» //Социально-гуманитарные знания. – 2015. – №. 6. – С. 350.
13. Логачева Н. В. Историческая роль П.И. Юргенсона в нотоиздательской деятельности во втором полудне XIX-начале ХХ в //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2015. – №. 3. – 114 с.
14. Там же. С. 113.
15. Копчевский Н.А. Нотопечать // Бельканто. 2010. URL: http://www.belcanto.ru/notopechat.html
16. Сухова Л.Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагоги-ческой школы: автореф. дис. ... д-ра педагогич. наук. Москва, 2005. 10 с.
17. Иванов Г. К. Нотоиздательское дело в России: историческая справка / Г. К. Иванов. — М. : Сов. компо-зитор, 1970. — 32 с.
18. Кунин М. Е. Нотопечать: очерки истории. 2-е изд., доп.. М.: Музыка, 1966. – 389 с.
19. Музыкальная энциклопедия. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — «Советская энциклопедия», 1982. — 1008 с.
20. Логачёва, Н. В. Выдающийся вклад П. И. Юргенсона в музыкальной культуре России / Н. В. Логачёва // Социально-гуманитарные знания. — 2015. — № 6. — 356 с.
21. Чайковский П. И. Переписка с П. И. Юргенсоном. Т. 1: 1877—1883. — М., 1938. — С. 203.
22. Чинарова Катерина Нотная грамота // Управление компании. - 2006. - № 5.)
23. Логачева Наталья Вячеславовна Творческое становление и деятельность П. И. Юргенсона // Вестник РУДН. История России. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-stanovlenie-i-deyatelnost-pi-yurgensona
24. Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х т. Т.1 : (1840—1877) / М. Чайковский. — М. : Алгоритм, 1997. — (Гений в искусстве). — С. 198—199.
25. Иллюстрированное описание всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 г. / Герман Гоппе — С.-Петербург; Москва : Герман Гоппе, 1882. — 183 с.
26. Музыкальная энциклопедия. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — «Советская энциклопедия», 1982. — 1008 с.
27. Вельман Б. Л. Русские нотные издания — начала XX века. Л., 1970. — 501 с.

Дополнительная литература

Ссылки, по которым можно скачать книги, альбомы и другой материал, который использовался в статье и может свободно распространяться (не попадает под закон об авторском праве).

Автор(ы) статьи

Статьи пишутся по принципу Википедии, и одна статья может иметь нескольких автор, но в отличии от Википедии мы указываем авторов статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не пропускайте новые статьи – подписывайтесь на Telegram-канал и рассылку и вы первыми узнаете о их выходе!

Рекомендуем статьи проекта
Дореволюционные Бренды

Made on
Tilda