Фотографические снимки Дмитрия Ермакова из Тифлиса

Ермаков Дмитрий Иванович из Тифлиса является одним из первых российских фотографов.
Будучи этнографом, ориенталистом и предпринимателем, дореволюционный фотограф во время своих путешествий запечатлел на снимках жизнь народов Кавказа, передав через объектив красоту кавказской природы, детали жизни и обычаев местных жителей, особенности костюмов самых разных кавказских народов и быта в таких странах, как Россия, Турция и Персия.
В данной статье собраны факты о жизни и работе одного из первых российских фотографов дореволюционной России, будет освещено множество уникальных деталей и интересных фактов о его биографии, о фотографической работе в Тифлисе и этнографических исследованиях на Кавказе и в других странах, а также будет приоткрыта завеса тайны первых предпринимательских шагов в сфере фотографии и печати снимков для продажи.
Услуги и обучающие онлайн курсы в области Digital-маркетинга и контекстной рекламы
Предлагаю весь спектр маркетинговых услуг по созданию, ведению и развитию Вашего бизнеса
Бесплатный курс по Email-рассылкам (email-маркетингу) от Чеснокова, NotiSend и РЭУ Плеханова
Tilda — точка отправления: курс Алексея Чеснокова по созданию и продвижению сайта на Тильда

История: предпосылки к зарождению фотографии


Густав Иванович Радде
Географ. Фотография второй половины 19 века
В городе Тифлисе наряду с сохранившимися полуфеодальными устоями к середине XIX столетия складываются новые буржуазные отношения. Город даже внешне приобретает европейский вид. Заметно возрастает интерес к изучению истории Кавказа, его природы, жизни и быта различных народностей, населявших край.
Во многом этому способствовало открытие в 1851 году кавказского отделения "Русского географического общества". Не меньшую роль сыграло создание специального "Отдела светописи" при Генеральном штабе Кавказской армии.
Уже в 1860-е годы кавказские фотографы добились успехов. Они не только сумели познакомить со своими этнографическими снимками ученых Москвы и Петербурга, но и успешно показали их на Международной выставке 1867 года в Берлине; по разделу "этнография" "Отдел светописи" был отмечен медалью.

Важнейшим событием культурной и научной жизни в Тифлисе явилось комплектование коллекций будущего Кавказского музея. Эту работу возглавил известный географ и путешественник Г. И. Радде при деятельной поддержке наместника Кавказа - великого князя Михаила Николаевича.
Вокруг музея, открывшегося в 1865 году, объединились ученые, исследователи-путешественники, местная интеллигенция: художники, архитекторы, фотографы. Коллекции Кавказского музея, а им Г. И. Радде посвятил шесть томов описаний с иллюстрациями, содержали также и фотографии известных мастеров светописи.
Среди них особое место занимали снимки фотографа-художника - Дмитрия Ивановича Ермакова¹.

Биография Ермакова

Дмитрий Ермаков вырос в интеллигентной семье. Семья оказала на будущего фотохудожника серьезное влияние, особенно отец, принимавший непосредственное участие в строительстве нового Тифлиса, а также в сохранении древних памятников архитектуры и искусства. Знания по истории Кавказа, его географии и геологии юноша получил в военной школе топографов. Там же учили фотосъемке как одному из технических средств топографирования местности.
Увлечение светописью началось рано. Первыми были снимки знакомых видов Тифлиса, разрушенных крепостей, храмов. Со второй половины XIX века Ермаков начинает работать самостоятельно¹.

Дмитрий Иванович Ермаков
Фотография второй половины 19 века

Первые визитки

Предприимчивый, энергичный, он совместно с художником Колчиным открывает ателье «Фотография художника Колчина и Ермакова». Популярность их фотографий у местного населения была огромна. Многие хотели иметь фотографии для личного альбома или в качестве подарка на память. Это были „визитки" размером 6 х 8 см, "кабинетные портреты" группы - в рост или погрудно: в ателье или с выездом на ландшафты…

Качественно исполненные фотографии наклевались на фирменное паспарту, оборотная сторона украшалась изображением палитры и музыкального инструмента, с обязательным указанием фамилий владельцев „фотографии".

Впоследствии эти изображения конкретных людей в национальных костюмах и характерных позах, а также многочисленные этнографические снимки, сделанные в путешествиях и экспедициях, составили целые серии типов - представителей различных народностей: грузин, армян, адыгейцев, турок, персов, татар и других¹.


Д. И. Ермаков. Тифлис. Лезгины делают черный чекан на серебряных оружии и вещах.
Фрагмент 1880-е

В 1870 году открывается еще одно ателье - «Фотография Д. И. Ермакова в г. Тифлисе». Здесь наряду с „визитками", согласно объявлению, выполняются "портреты до натуральной величины, группы, кавалькады на открытом воздухе в живописных окрестностях, внутренние виды снимков зданий, памятники, развалины" и прочее. Портреты оформлялись на фирменном паспарту с указанием владельца фотографии на русском и французском языках¹.
Кроме того, во время курортного сезона действовало подобное ателье и в Кисловодске. Вряд ли Ермаков мог управиться один с многочисленными заказами. Видимо, были помощники-фотографы, печатники. Тем более, что с конца 1860-х - начала 1870-х годов главной для него становится видовая съемка, бытовые сцены.

Тифлис в фотоснимках

Приезжая после долгих путешествий в свой родной Тифлис, он видел вновь построенные дома с замысловатыми балкончиками, широкие улицы с довольно напряженным движением. Каждый раз появлялись новые мосты через Куру - реку, которая не только делила город на две части, но и была украшением Тифлиса. Наблюдательный глаз фотографа умело запечатлел бытовые картины рыбной ловли на Куре, а также тяжелую работу водовозов.
Где бы он ни снимал в родном Тифлисе - в богато обставленном павильоне, на выездной декорированной площадке, в лавке мясника или ювелира, на фоне стога сена, в гончарной или ремесленной мастерской; кто бы ни был его портретируемий - персидский купец в дорогих одеяниях, молодые грузинки, парни-аджарцы в национальных костюмах, старая „вековая старуха" с глубокими морщинами, прорезавшими лицо, торговцы фруктами и керосином в рабочей одежде, - в каждом он пытался подчеркнуть своеобразие, выявить характер, создать образ¹.

Фотоотчеты из путешествий

Будучи по характеру неутомимым путешественником, Ермаков разрабатывает маршруты в места, еще неизведанные. Для того, чтобы было легче общаться с местным населением, проводниками, он изучает языки. Известно, что к началу 1900-х Ермаков владел более 10 языками и разными наречиями.
Для продолжительных поездок в трудных условиях горной местности он разрабатывает особую конструкцию фургона, усовершенствует походную лабораторию и пытается упростить саму работу с мокроколлоидными стеклянными пластинами, а также делает более мобильной камеру.
Отчетом об одной из первых поездок явились фотографий, сделанные по пути из Трапезунда в Эрзерум и в самом Эрзеруме.
В октябре 1870 года часть из них он присылает в Санкт-Петербург, в Русское географическое общество. В сопроводительном письме которое до некоторой степени раскрывает суть подхода к любому предмету съемки (виду, портрету, археологическим находкам или древнему сооружению), - Ермаков пишет:
«Думаю, что не пропустил ни одного замечательного остатка древности в этой небольшой местности, сохраняющей в себе столько исторических и религиозных воспоминаний».
«...Не смею надеяться, что я исчерпал весь предмет, но предполагаю, что все снятые мною виды и детали являются в первый раз в фотографии»¹.

Д. И. Ермаков. Горный пейзаж. 1880-е
Черно-белая фотография, наклеенная на альбуминную бумагу. 19х25
Рассматривая сегодня эти отлично сохранившиеся снимки, напечатанные на альбуминной бумаге (примечание: "альбуминная бумага" - в фотографии, та бумага, на которой отпечатываются изображения, лицевая сторона её покрывается белком), наклеенные на белые паспарту, видишь, каким техническим мастерством владел молодой фотограф.
В каждом из снимков есть композиционная ясность как в перспективно решенных листах («Город Эрзерум» с разных точек зрения, «Фортификация Эрзерума)», так и при съемке отдельных памятников - знаменитая «Башня с куфическими буквами»¹.

Первые фотооткрытки

Путешествия, поездки, экспедиции - фотограф отправлялся в отдаленные, порой труднодоступные места. Так, известный коллекционер А. П. Бахрушин, знавший Ермакова как страстного коллекционера „восточного вооружения и предметов домашнего быта Востока", писал, что это:
«Человек, проживший 15 лет в чужих краях, большей частью в Турции, Персии, Палестине, Греции, Средней Азии - все эти страны он знает хорошо, а Персию знает наизусть, так часто туда ездил и подолгу жил. Говорит на 10 восточных языках и наречиях, а потому имеет гораздо больше «шансов» знать о местных обычаях, видеть и фотографировать порой «потаенные» места»¹.
Действительно, где он только не был - в Константинополе, Адрианополе, Иерусалиме...Заснял почти все знаменитые места Афин, Варны и Пирея. В Персии жил подолгу, имел там стационарное фотоателье и именовался Придворным фотографом Его Высочества Шаха Персии.
Объехал весь Южный берег Крыма. Виды Ялты и Гурзуфа, Алупки, Феодосии и Севастополя, Нового Афона, Туапсе можно было купить на фотографических открытках с надписью «Фотография Д. И. Ермакова в г. Тифлисе»¹.

Д. И. Ермаков. Военно-Грузинская дорога. Ущелье р. Арагвы близ ст. Млеты
Открытка

Фотографическая деятельность на войне


Фотография
Д. И. Ермаков. Военно-Грузинская дорога. Тифлис, крест на р. Вере
Заметным событием в жизни Ермакова 1870-х годов было его прикомандирование к группе русских войск Кавказского фронта на период военных действий 1877-1878 между Россией и Турцией. Там же начал работать и Д. Никитин - родоначальник военного репортажа, а также фотографы Л. Савицкий и В. Барканов.
Из-за громоздкой фотографической техники они снимали "виды лагерей, укреплений, разбитые русской артиллерией турецкие батареи, колонны русских войск в походе <..> полевые госпитали», солдат на привале и офицеров"¹.

Сборники работ

Чтобы представить весь объем работы Дмитрия Ермакова, необходимо внимательно прочесть выпущенный им в 1896 году «Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, Европейской и Азиатской Турции» и «Дополнение» 1901 года. Оба каталога составили 25 556 негативов, в том числе стересскопов, и 127 альбомов. Это - целая антология жизни, быта, верований и обычаев разных народов и национальностей¹.
Вся огромная коллекция состояла из нескольких разделов. Самый большой и объемный - Кавказ, Северный Кавказ. Не осталось почти ни одного не запечатленного Ермаковым города или селения по Военно-Грузинской дороге с ее монументальными «картинами» Дарьяльского ущелья. Район Минеральных вод, Пятигорск с его знаменитыми горами Машук и Бештау... Между прочим, с них были сделаны первые дагерротипы С. Л. Левицкого, основоположника русской светописи. Ермаков не «выбирал» места, а фотографировал город за городом. При этом перед ним стояла задача запечатлеть строящуюся Закавказскую железную дорогу, станции при ней, аулы, селенья.
Самыми трудными были съемки Северного Кавказа. Бесстрашный фотограф добрался до Клухорского перевала и до Эльбруса. «Виды на реке Боксан», «Верховья реки Кубани», «Река Теберды» поражают воображение своей экзотикой. Ермаков ведет съемки не только простым фотоаппаратом, у него есть еще и стереоскопический. Стереоснимки, вставлечные в особый стереоскоп, давали объемное изображение любой местности, что, безусловно, увеличивало впечатление.
Ландшафты Сванетии, ряд архитектурных памятников, а также предметы археологии вошли в отдельный альбом „Сванетия" - лучшее создание Ермакова - фотографа-художника. Просмотрев сотни фотографий Ермакова в разных коллекциях Петербурга, вглядываясь в листы, пришедшие из частной коллекций Швейцарии, мы убеждаемся в том, что это часть самого большого и основного цикла работ фотографа „Кавказ"¹.

Общественное признание

В конце 1870-х Ермаков добился определенных успехов в портрете, ландшафтах и жанровых композициях. Ермаков был удостоен в 1874 году награды от французского фотографического общества.
А в 1878 году он был приглашен участником на „Антропологическую" выставку в Москву. Ученые, историки, археологи, в том числе и организатор названной выставки - известный собиратель русских древностей Г. Д. Филимонов, - уже достаточно хорошо знали фотографа Ермакова, его метод работы с археологическими материалами, его фотоснимки, отвечающие самым высоким требованиям¹.

Смотрите также

  • Здесь будет первая рекомендованная статья из серии Колоны Исаакиевского собора
  • Здесь будет вторая рекомендованная статья из серии Колоны Исаакиевского собора
  • Здесь будет третья рекомендованная статья из серии Колоны Исаакиевского собора

Примечания (литература и ссылки)

  1. Российская государственная библиотека. Пионеры фотографии, 1880-е-1930-е: рус. и совет. фотография из швейц. коллекций / Гос. Рус. музей; [Авт. ст.: А. Боровский и др.; Пер. с нем. Т. Калугина, пер. с англ. И. Токарева, Е. Найденко]. - [СПб.] : [Palace Editions], 2004. - 107 с. : ил., цв. Ил.; 23 х 25 CM.: ISBN 5-93332-128-1 (Russia) (взят текст статьи)
  2. Росфото. Музейно-выставочный центр. URL. https://rosphoto.org/dmitry-ermakov-article/ (взяты иллюстрации)

Дополнительная литература

Ссылки, по которым можно скачать книги, альбомы и другой материал, который использовался в статье и может свободно распространяться (не попадает под закон об авторском праве).

Автор(ы) статьи

Статьи пишутся по принципу Википедии, и одна статья может иметь нескольких автор, но в отличии от Википедии мы указываем авторов статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не пропускайте новые статьи – подписывайтесь на Telegram-канал и рассылку и вы первыми узнаете о их выходе!

Рекомендуем статьи проекта
Дореволюционные Бренды

Made on
Tilda