poof

Категории

Latest Comments

Коммерсант: Причины фиксации и роста цен на алкоголь

22 Ноя 2017

 
Для чего в принципе фиксируются цены на алкоголь, сначала на водку, а теперь и на другие алкогольные напитки? На это есть несколько причин.

1. Уменьшение количества потребления алкоголя среди самых. Спрос эластичен по цене в первую очередь для малоимущих слоев населения, и за счет увеличения цены на алкоголь уменьшается количество его потребления. Решаются таким образом не только социальные задачи, но также и экономические — потребление алкоголя напрямую влияет на производительность и эффективность труда. 
2.  Уменьшение количества фальсифицированной продукции в розничной сети. 
В случае повышения минимальной цены на алкоголь у розничного продавца пропадает возможность продавать суррогат дешево – по цене ниже установленной. 

Почему вводится фиксированная цена на другие виды алкоголя, кроме водки?

В 2018 году планируется поднять розничные цены на коньяк, вина и другие крепкие алкогольные напитки. Механизм прост: если на водку установлена нижняя граница цены, причем эта цена явно завышена, то потребитель, спрос которого эластичен по цене, то есть малообеспеченное население, начинает приобретать другую продукцию – более дешевую (в экономике это называется эффектом замещения). В нашем случае более дорогая водка замещается более дешевыми алкогольсодержащими продуктами (коньяком, вином, настойками и пр.), удешевления которых производители добиваются за счет нарушения технологий производства: использования некачественного сырья, замещения ингредиентов, изменения циклов производства.
Чтобы не оставлять такую лазейку для производителей, вводится минимальная цена и на другие виды алкоголя, кроме водки.

Механизм расчета МРЦ

На сегодняшний день минимальная цена на водку устанавливается на основе экспертного мнения (с учетом издержек) и на длительный срок. То есть, во-первых, она может быть высчитана неверно, во-вторых, цена на алкоголь при условии резких изменений в экономике может стать «неадекватной». Цена должна быть сбалансированной – не должна быть очень низкой, чтобы не было избыточного потребления сертифицированного алкоголя, но и не должна быть очень высокой, чтобы потребительский спрос не переключался на фальсифицированный алкоголь. Есть слои населения, которые готовы приобретать алкоголь по существующим ценам, но при значительном росте цен на алкоголь какая-то часть населения начинает употреблять спиртосодержащую продукцию, не предназначенную для этого, например, «Боярышник» (мы все помним историю про то, как в 2016 году в Иркутске в общей сложности пострадало 123 человека, 78 из них скончались).
 
В случае резкого изменения экономической ситуации, например, роста инфляции, минимальную цену необходимо снизить, чтобы не вызвать отказ от сертифицированного алкоголя в пользу фальсифицированного и перехода определенных слоев населения на продукты, заменяющие алкоголь. И наоборот, при росте благосостояния населения цена на алкоголь становится недостаточно низкой для сдерживания потребления алкоголя, поэтому цену нужно повышать. Но сделать это оперативно при текущем подходе к ценообразованию минимальной цены невозможно.
Вполне обосновано ввести поправочный коэффициент при расчете минимальной цены на алкоголь, который бы учитывал чисто экономические факторы, что позволит сделать процесс изменения розничных цен на алкоголь более гибким. Цены можно привязать к МРОТ, к стоимости потребительской корзины, либо другим показателям, отражающим покупательскую способность населения.

Какую долю на рынке занимает фальсификат?

Я думаю, очень небольшой процент – не более 10%, это если мы говорим именно о фальсифицированной продукции, а не о нелегально производимой.

Каким должен быть оптимальный механизм расчет МРЦ, что нужно заложить в формулу?

В формулу, прежде всего, должны быть заложены издержки. Кроме того, должны быть учтены налоги и сборы. Нужно учитывать коэффициент, отражающий покупательскую способность. Цену можно привязать к доходам и расходам населения, возможно, даже наименее обеспеченной его части. Можно привязать к прожиточному минимуму. В России также есть официальная статистика распределения расходов населения.

Как изменения скажутся на объемах производства и продаж алкогольных напитков?

Я думаю, изменения никак не скажутся на объемах производства и продажи коньяка. Причину, для чего что это делается, я вижу в исключении возможности производства дешевого алкоголя за счет нарушения технологии. Коньяк, произведенный с соблюдением всех технологий, всегда будет дороже водки. Поэтому изменения могут сказаться на объеме производства только подобного коньяка, который по факту коньяком и не является.
 
ИНТЕРЕСНЫЙ ПОСТ?! ПОСТАВЬТЕ НРАВИТСЯ!! ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!!!

http://4esnokov.ru/wp-content/themes/lefthanded